Главная     История     Персоны     Фотолетопись     Публикации     Новости     Музей     Гостевая книга     Контакты

Персоны

Ученики. Годы учёбы
1856-1918     1918-1937     1937-1944     1944-2009    
Педагоги. Годы работы
1856-1918     1918-1937    
1937-1944     1944-2006    



Периоды:





14.4.2021
На сайте размещена биографическая страничка землемера Виктора Владимировича Баумана, учившегося в РУ К.Мая в 1917-1918 гг.
13.4.2021
13 апреля 2021 г. в 10 ч. 30 мин. в помещении Музея истории школы К.Мая состоялось ТОРЖЕСТВЕННОЕ ОТКРЫТИЕ МЕМОРИАЛЬНОЙ ДОСКИ, ПОСВЯЩЁННОЙ БЫВШЕМУ УЧЕНИКУ ШКОЛЫ К. МАЯ ПОЧЁТНОМУ ГРАЖДАНИНУ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА АКАДЕМИКУ Д.С.ЛИХАЧЁВУ
12.4.2021
12 апреля 2021 г. исполняется 80 лет большому другу Музея истории школы Карла Мая, одному из авторов первого издания о истории школы Евгению Борисовичу Белодубровскому. Поздравляем юбиляра со славным юбилеем. С текстом нашего поздравления можно ознакомиться, открыв это сообщение.
10.4.2021
На сайте размещена биографическая страничка педагога Николая Николаевича Тулинова, преподававшего географию в школе К.Мая в конце 1890-х гг.




Петри Бернгард Эдуардович


17.09.1884 – 25.11.1937

профессор этнологии Иркутского университета

член-кор. Государственной Академии истории материальной культуры СССР
член-кор. Английского антропологического общества
действ. член Американского антропологического общества

учился в реальном училище Карла Мая
в 1899 - 1903 гг.
...





Бернгард Эдуардович Петри (Bernhard Petri) из дворян, швед, родился 17 сентября 1884 года в городе Берне (Швейцария) в семье доктора медицины Эдуарда Юльевича Петри (Eduard Gottlib Petri, 1854 – 1899), в то время приват-доцента географии и антропологии Бернского университета. До сентября 1887 года семья проживала в Берне. Бернгард поступил на учёбу в четвёртый класс реального училища Карла Мая в 1899 году. Одновременно с ним, но только в первый класс гимназии К.Мая, поступил и его младший браг Георгий (Карл-Юлий) Эдуардович Петри (09.12.1888 – 11.03.1942).
В 1903 году Бернград окончил полный курс Реального училища, включая седьмой дополнительный класс, дающий право поступления в высшие учебные заведения.
Одновременно с Бергнардом в школе учились: будущий ботаник Иван Андреевич Оль (1884 – 1943), будущий инженер-мостостроитель Лев Оскарович Цшохер (1885 – 1971), будущий архитектор Борис Константинович Рерих (1885 – 1945), будущий художник Владимир Николаевич Мешков (1884 – 1963), золотой медалист, сын законоучителя Василий Дмитриевич Падалка (1884 – ?), сын губернатора Тобольской и Уфимской губерний Модест Николаевич Богданович (1883 – ? ), будущий учёный-этимолог иностранный член АН СССР Макс-Юлий-Фридрих Рихардович Фасмер (1886 – 1962), будущий врач Александр Иванович Эберт (1883 – 1938) и другие.
После окончания училища Бернгард Эдуардович продолжил образование в Императорском С.-Петербургском университете на естественном отделении физико-математического факультета, где слушал лекции по этнографии и антропологии и который окончил в 1910 году с дипломом 1-ой степени. После скоропостижной смерти Э.Ю. Петри в 1899 году академик В.В. Радлов (1837–1918), будучи его близким другом, взял на себя обязанности опекуна двух его сыновей, тем самым оказав большое влияние на их дальнейший путь в науке.
По окончании университета Бернгард Эдуардович поступил на работу внештатным сотрудником, затем младшим этнографом в музей антропологии и этнографии Российской Академии наук (МАЭ), директором которого в то время был В.В. Радлов. В дальнейшем Б.Э. Петри заведовал в МАЭ отделом Австралии и Океании. Под влиянием В.В. Радлова увлёкся исследованием Сибири, в частности, занялся исследованием Восточной Сибири и Западного Прибайкалья. В 1912, 1913 и 1916 годах им были предприняты антропо-археологические экспедиции по изучению Прибайкалья.
В 1918 году молодой учёный был приглашён на работу приват-доцентом педагогического факультета в открывшийся в Иркутске первый в Сибири университет. В дальнейшем был избран профессором, читал лекции по этнографии коренных сибирских народов, основал кабинет археологии и этнографии, при котором с 1919 года работал студенческий кружок „Народоведение“, позже „Краеведение“. Одними из участников кружка были, в дальнейшем широко известные учёные-археологи, академик А.П. Окладников (1908-1981) и доктор исторических наук М.М. Герасимов (1907-1970).
Бернгард Эдуардович принимал активное участие в работе Восточно-Сибирского Отдела Русского Географического Общества (ВСОРГО), являясь при Обществе председателем исторической секции.
Этнографические экспедиции к малым сибирским народам:
1925 г. – тофалары,
1926 г. – окинские сойоты,
1928, 1929 гг. – тутуро-очеульские эвенки,
1930 г. – витимо-олекминские эвенки,
1934 г. – археологическое обследование на реке Ангара,
1936 г. – разведочные раскопки на реке Куда.
Во всех своих экспедициях Б.Э. Петри собирал этнографические и археологические коллекции, которые хранятся в Иркутском областном краеведческом музее. Экспозиции создавались по образцу академического МАЭ.
Б.Э. Петри был высоко образованным учёным, владел немецким, французским, английским, итальянским, латинским и рядом языков тюркского происхождения, был увлечённым популяризатором науки и прекрасным педагогом, имел большие творческие замыслы, которые ему не довелось осуществить. В мае 1937 года он был арестован и обвинён в том, что являлся участником немецко-японской, фашистской, диверсионно-разведывательной и право-троцкистской организации, был агентом германской и английской разведок. Согласно Постановлению Комиссии НКВД СССР от 14.11.1937г. он был расстрелян 25.11.1937 г.
19.06.1959 г. Военным Трибуналом Забайкальского Военного Округа за отсутствием состава преступления дело в отношении Б.Э. Петри было отменено с его посмертной реабилитацией.
Бернгард Эдуардович Петри был женат на Любови Илларионовне (ур. Коханович, 26.08.1891 – 30.07.1936), история жизни которой заслуживает краткого описания. Любовь Илларионовна Коханович родилась 26 августа 1891 г. в Иркутске в православной семье канцелярского служителя Иллариона Илларионовича и Надежды Васильевны Кохановичей. Была крещена 5 сентября в Иркутской Сретенской церкви. Восприемниками были записаны подпоручик Иркутского резервного батальона Константин Осипович Калачев и жена надворного советника Анна Лавреньевна (сохранена орфография оригинала!!!) Певнева [3]. В августе 1900 г. Любовь поступила по экзамену в первый класс Иркутской женской гимназии и окончила «полный курс учения» в 1907 г. со средним баллом 3.9 [3]. Кроме общеобразовательных дисциплин обучалась чистописанию, рисованию и рукоделию. После окончания полного гимназического курса еще один год училась на математическом отделении восьмого дополнительного класса той же гимназии, где изучала дополнительные дисциплины: педагогика и дидактика, методика русского языка, грамматика, арифметика, Физика В 1908 г. по окончании дополнительного класса была признана достойной звания домашней учительницы. В конце XIX - начале ХХ века в Россию понемногу стали проникать прогрессивные идеи эмансипации, и девушкам стало доступно высшее образование. Умная и независимая Любовь Коханович решилась на отважный поступок и в 1909 г. подала прошение о принятии в число слушательниц Высших женских Естественно-научных курсов в Санкт-Петербурге.
В своём автобиографическом рассказе, приложенном к прошению о приёме на курсы, юная девушка с удивительным сочетанием эмоциональности и серьёзности писала: «… Если не ошибаюсь, лет шести я уже умела читать, семи поступила в приходскую школу, которую окончила с наградою через два года. В этот же год я поступила в гимназию. Имея возможность очень часто бывать в лесу, я присматривалась к окружающей меня природе, которая возбудила во мне интерес к естественным наукам. До четвертого класса я интересовалась только практическими занятиями в области ботаники зоологии – собиранием гербариев и коллекций, находясь под руководством опытного преподавателя. Серьезно же интересоваться естественными науками я начала уже с момента систематического изучения этой науки, затем по мере расширения круга моих знаний стали привлекать меня и тесно соприкасающиеся с биологией физико-химические науки. Этими, я главным образом, я занималась дома: физика в женских гимназиях проходится не в достаточно полном объеме, химии – здесь касаются постольку, поскольку она необходима для понимания отделов теплоты, света, электричества.
Но учение–учением, жизнь–жизнью. Не знаю развилась, выросла ли я в достаточной мере, навеяла ли на меня литература, чтобы заинтересоваться жизнью, меня окружающей, бурлящей и кипящей на все лады вокруг меня – но не привлечь она меня не могла: я стала внимательно приглядываться и прислушиваться к тому, что делалось и говорилось вокруг. Жизнь губернского городка не богата своими впечатлениями, многого в ней не увидишь… а что увидишь, то в большинстве случаев серо и банально. Среда полуинтеллигенции таким плотным кольцом сомкнулась вокруг Вас, что во внешний мир дороги не видно, поневоле зарываешься в книги, а те опять толкают к жизни. И вот в этом круговороте чтения и живых наблюдений, в этом метании из Сциллы в Харибду я и достигла семнадцати лет, кончила гимназию и пришла к неизвестному вопросу – куда же дальше?
Говорят, современная литература неизбежно приводит к пессимизму. В моем случае это не так. Она не привела меня к отрицанию жизни, напротив, заставила глубже вникнуть в окружающую меня жизнь, заставила поразмыслить о внутренней жизни человека, его стремлениям к идеалу, о всей человеческой личности, ключом развития которой является творчество мысли, заставила интересоваться меня развитием жизни природы и человека, как с духовной стороны, так и с физиологической, заставила придти к убеждении, что для познания человеческой личности, для объяснения действий природы, нужно сначала узнать жизнь и развитие природы и человека в малейших деталях, в главных периодах этого развития. Все это и привело меня, наконец, к дверям Естественных Курсов».
Приложенный к делу курсистки Любови Коханович матрикул с явным преобладанием отличных и хороших оценок, говорит о старательности девушки.
В 1915 году Любовь успешно окончила полные 10 семестров курсов и стала дипломированным биологом. Во время учёбы на курсах Любовь познакомилась с Бернгардом Эдуардовичем Петри. 13 апреля 1916 г. Бернгард подал рапорт в Правление Императорской Академии Наук с просьбой о разрешении на вступление в первый законный брак с Л.И. Коханович и 15 апреля 1916 г. получил его (свидетельство под № 838). После окончания курсов Любовь Илларионовна преподавала в Путиловском коммерческом училище Петрограда, затем, с 1918 года, работала в лаборатории по разработке противочумной вакцины Иркутского медицинского института. 30 июля 1936 года, в результате несчастного случая, заразилась чумой и скоропостижно скончалась.
В браке Любови Илларионовны и Бернгарда Эдуардовича родился сын Олег (Helge) Бернгардович (26.02.1917 ст.ст. – 14.08.1984). С юных лет проявил незаурядные способности, в возрасте 12 лет окончил школу. Для поступления в университет подвергнул «корректировке» свидетельство о рождении – год рождения «1917» превратился в «1913». Благодаря большому росту и хорошему физическому развитию, вопросов о возрасте больше не возникало и Олег Бернгардович поступил на первый курс физико-математического факультета Иркутского университета, откуда был мобилизован в РККА и в 1930 году зачислен слушателем Особого Высшего Военно-Инженерного училища в Москве (в 1935 году училище было реорганизовано в Военно-Инженерную Академию). В мае 1935 года окончил Академию по специальности инженер-механик с присвоением воинского звания „военный инженер 3-го ранга“ и был направлен на службу в Забайкальский военный округ в 1820-ю авиабригаду. В октябре 1936 года был аттестован на звание „военный инженер 2-го ранга“ и назначен помпотех бригады. В октябре, вслед за отцом, был арестован органами НКВД как „враг народа“, заочно осуждён Военным Трибуналом по 58-ой статье. С 1937 по 1958 годы прошёл через ИТЛ городов Норильска и Кировска (Мурманская обл.), а затем в 1958 году сослан на поселение в Красноярский край, где находился с семьёй до 1962 года до полной реабилитации и восстановлении во всех правах. С 1963 года проживал с семьёй в Днепропетровске, где работал инженером на Радиозаводе. Умер и похоронен на одном из Днепропетровских кладбищ в 1984 году.

Основные труды:
1. Петри Е. Л. Путеводитель по МАЭ: Отдел Океании. Пг., 1914, 65 с.
2. Петри Б. Э. Этнография и современность. Иркутск, 1927, с. 7, 11.
3. Петри Б. Э. Карагасский суглан. Иркутск, 1927, с. 38.
4. Петри Б. Э. Далекое прошлое Прибайкалья. Научно-популярный очерк. Иркутск, 1928, 73 с.; он же. Старая вера бурятского народа. Научно-популярный очерк. Иркутск, 1928, 78 с.
5. Петри Б. Э. Школа шаманов у северных бурят. — Сборник трудов проф. и препод. ИГУ. Иркутск, 1923. Вып. 5, с. 404 — 423; он же. Степени посвящения монголо-бурятских шаманов. — Известия БГНИИ при ИГУ. Иркутск, 1926. Т. II, вып. 4, с. 39 — 75.
6. Петри Б. Э. Задачи дальнейшего исследования туземцев Сибири и метод обследования целых народностей. — Труды Первого сибирского краеведческого аучно-исследовательского съезда. Новосибирск, 1928. Т. 5.
7. Петри Б. Э. Бюджет карагасского хозяйства. Иркутск, 1928, с. 2.
8. Петри Б. Э. Охота и оленеводство у тутурских тунгусов в связи с организацией охотхозяйства. Иркутск, 1930.
9. Петри Б. Э. Проект культбазы у малых народов Сибири. Томск, 1928.
10. Петри Б. Э. Областной музей и его организация на демократических началах. Иркутск, 1921.

Источники:
1. Фамильный архив семьи Петри
2. Сирина А.А. Забытые страницы сибирской этнографии, «Восточная литература» РАН, 2002
3. ЦГИА СПб Ф. 47 Оп. 1 Д. 532

При подготовке информационной странички были использованы материалы сайтов:

Благодарим Ольгу Олеговну Петри (Мангейм, Германия), внучку Бернгарда Эдуардовича Петри, за предоставленную информацию, фотографии и бережное отношение к фамильной памяти.

Благодарим Анатолия Владимировича Кахановского за инициацию дополнительного поиска и предоставленную информацию о жене Бернгарда Эдуардовича Петри, Любови Илларионовне Петри (ур. Коханович, 26.08.1891 – 30.07.1936). Более подробную информацию о семье Коханович можно посмотреть здесь


Информационную страницу сайта подготовили О.О. Петри и М.Т. Валиев © (С.-Петербург)
28.04.2017


Дополнительные материалы:

Фотолетопись:
Поиск учеников школы


 




12.04
День рождения Евгения Борисовича Белодубровского - литературовед, библиограф, собиратель истории школы Карла Мая, соавтор первого издания о истории школы.
17.04
День рождения бывшего ученика нашей школы, космонавта испытателя Андрея Борисенко



















2009-2020 ©
Разработка и сопровождение сайта
Яцеленко Алексей