Главная     История     Персоны     Фотолетопись     Публикации     Новости     Музей     Гостевая книга     Контакты

Персоны

Ученики. Годы учёбы
1856-1918     1918-1937     1937-1944     1944-2009    
Педагоги. Годы работы
1856-1918     1918-1937    
1937-1944     1944-2006    



Периоды:





23.3.2024
Дорогие друзья и коллеги! Вышла в свет замечательная книга: Диденко Ю.Ю. История Отечества в летописи рода и семьи. Симферополь. СОНАТ. 2023. Для истории школы К.Мая издание представляет особый интерес - большой фрагмент книги посвящён золотому медалисту выпуска 1914 года Владимиру Владимировичу Егорьеву (04.03.1896 – 24.08.1943) - дипломату, юристу, специалисту в области международного права.
20.3.2024
На сайте размещена биографическая страничка невропатолога, доктора медицины Христиана Карловича Буша, учившегося в гимназии К.Мая в 1874-1882 гг.
18.3.2024
На сайте размещена биографическая страничка участника Великой Отечественной войны Валентина Дмитриевича Курилова, учившегося в 6 САШ в 1937-1940 гг.
15.3.2024
На сайте размещена биографическая страничка юриста Сергея Васильевича Быкова, учившегося в гимназии К.Мая в 1871-1878 гг.




Шеломова Анастасия Павловна


Анастасия Павловна Шеломова

11.11.1914 — 2.12.1932

председатель Учкома
217-й школы в 1932 г.

училась в нашей школе
в 1931–1932 гг.

Анастасия родилась 11 ноября 1914 г. в Ревеле (совр. Таллинн, Эстония) в семье инженера-технолога, потомственного почётного гражданина Павла Васильевича Шеломова (24(12).1.1880 – 26.3.1942) и преподавателя и домашней наставницы Веры Александровны Шеломовой (ур. Андреевой, 20(08).9.1882 – 15.9.1965). Оба православные уроженцы Санкт-Петербурга.
Павел Васильевич после окончания технологического института работал сначала на Кронштадтском пароходном заводе, а затем на Невском Судостроительном и механическом заводе, где занимался вопросами изготовления паровых котлов. А в 1913 году был приглашен на Ревельский судостроительный и механический завод Русско-Балтийского общества, где срочно расширялось производство, на должность зав. котельным цехом. Там были хорошие условия и для жизни и для работы.
Там и родилась Анастасия Павловна или по домашнему Настуся, а в 1916 году её сестра Лидия.
Затем революция, немцы занимают Ревель, семья переезжает в Кострому, затем под Москву, на строительство нового завода, затем Красное Сормово, Ленинград, Ижевск и т.д. Павел Васильевич участвовал в реконструкции старых и постройке новых заводов военно-промышленного комплекса в разных городах страны. Были частые переезды, и не везде была возможность нормально учить детей. Поэтому, когда семья окончательно вернулась в Ленинград, Анастасия оказались в одном классе со своей младшей сестрой. В периоды, когда не было возможности учиться в школе, Настуся занималась английским и немецким языками, музыкой, любила рисовать. Во многом помогала мама Вера Александровна.
В восьмой класс нашей школы Анастасия поступила в сентябре 1931 года. Одновременно с Анастасией в тот же восьмой класс пришла и её младшая сестра Лидия (22.3.1916 – 2.9.1999).
Анастасия хорошо училась и активно участвовала в общественной жизни школы - была председателем класса 16 "Б", членом физкультурного общества «Спартак». В сентябре 1932 года была избрана председателем Учкома 217 школы.
К сожалению, Анастасия неожиданно заболела скарлатиной и 2 декабря 1932 г. её жизнь прервалась. Похоронена на Смоленском православном кладбище, на Евгениевской дорожке.
Для семьи она навсегда осталась Настусей …

В заключение приведём несколько страниц из дневника Анастасии, написанных о времени учёбы в школе (сохранена орфография и пунктуация оригинала). Бесценные свидетельства уходящего времени…
«Забавно! Только сегодня, 18 июля 1932 года, явилось у меня желание опять написать в дневник. Виною тому, конечно, "окружающая среда" - нечего делать, занятий ведь нет, они "скончались" 24 июня прошлого месяца. Первое время я очень скучала, не находила себе места, - так я привыкла каждый день бывать в школе, которую, надо сказать, я очень полюбила и к которой очень привыкла. Странно, что в дневнике  я за всё это время, что пишу, очень мало писала или вернее совсем не писала о жизни школы. А ведь я люблю школу, увлекаюсь общественной работой... Первое полугодие, правда, я удирала из школы, как только кончались занятия и об жизни класса не имела никакого представления. Да, тогда это был не 16"Б"  217-й школы, а общеобразовательные курсы. Чтоб остаться лишних 15 минут в школе, не было абсолютно никакого времени, т.к. нередко приходилось сразу после занятий поспеть к 4-5 часам на Конюшенную, где был английский урок, который продолжался час и который мы брали вместе с Лидушкой [Лидия Шеломова - сестра Анастасии], где и встречались, откуда спешили домой обедать. Приезжали в 6 часов. А тут у меня надо ещё подготовить немецкий, музыку. Английским мы занимались два раза в пятидневку, а немецким я раз в пятидневку по два часа в свой свободный день. Кроме того музыка раз в неделю. В общем, девица была очень занята, чтоб думать ещё о какой-то там общественной работе, да и класс в целом был для меня чужд.
Хочу сказать несколько слов о нем. яз. Когда-то, осенью 30-го года писала я в дневнике, что надо приложить все усилия, чтоб не быть лентяйкой, сделать всё возможное, одолеть нем. яз. и т.д. Оказалось, что это не были только пустые слова. Тот год не пропал даром. Были сделаны большие сдвиги в нем. яз.. Правда, я была тогда свободна и могла заниматься 3-4-5 часов в день. Научиться говорить в прошлом году я, правда, не научилась как следует, но Юлии Фёдоровне не приходилось уж заставлять переводить меня мои фразы с русского на немецкий, но в отношении остального .... «Sie sind ein tüchtiger Mensch, Настуся!» – сказала мне Юлия Фёдоровна как-то в конце года, когда я свободно читала и проводила статью немецкой (настоящей немецкой) газеты, с её ужасным, топорным, длиннофразным языком. И это сказала Ю.Ф. такая скупая на похвалы, такая строгая, которую, надо уж сознаться, я несколько побаивалась. И правда, какая разница между заковыристой статьёй немецкой газеты и несчастным маленьким детским рассказиком про двух мышек, Trifs и Trafs, который я читала со словарём, в начале года!
В этом году учительница попалась не такая замечательная, как Ю.Ф., не так глубоко образованная женщина, но она научила меня говорить. Сама она говорит очень много, заражаешься её примером. Затем, она такая милая, симпатичная, что нисколько не стесняешься и врёшь без зазрения совести. Между прочим, она говорит, что я говорю по немецки лучше, чем наш Herr Professor – Шура, который у неё же берёт уроки. Я была рада – а он ведь был в Германии. И вышло это как-то сразу, вот в прошлом году не могла говорить, а в этом, немного позанималась и начала болтать. В беспрерывных разъездах с урока на урок, хождения из школы, обратно прошло первое полугодие. Редко у кого бывали. По английскому очень много сделали за 5 месяцев – потом принуждены были отложить это дело, т.к. наша учительница, молодая, красивая Вера Александровна Казакевич-Рейхнер уехала. Решили подыскивать учительницу после каникул, а тоже поступили в «Спартак», увлеклись им, увлеклись общественной работой, дальше – больше – и для занятий английским, да и заниматься стала больше и серьёзнее.
Я хотела отобразить школьную жизнь сегодняшнего дня в своём дневнике, но всё ленилась. Это такая интересная страница новой жизни, что отобразить её было бы не безынтересно, тем более, что с каждым годом всё здесь меняется, происходят пертурбации различные. Может быть и для потомства это было бы интересно... но я прочла свой дневник и ни строчки об этом.
Сейчас я буду писать об этом, но всё это уж было, так что могу только в общих чертах, а не так, что бы день в день. В будущем году постараюсь.
Продолжаю. К концу первого полугодия прошли у нас изменения. Мы уже были не учащиеся общеобразовательных курсов, а учащиеся 8-ой группы 16 "Б" семестра. Этот 1931-32 учебный год был ведь первым, когда после уничтожения 9-леток и введения техникумов, как продолжения 7-леток. Опять появились 8-мые группы, а этой осенью и 9-ые будут. Всё понемногу переходит на старый лад, как наркомом просвещения стал Бубнов. В Вузах опять конкурсы, экзамены, дипломные проекты, а по окончании гражданский экзамен. И для чего было всё менять, всё коверкать? Для чего было разрушать Академию художеств, уничтожить музей, исковеркать здание, нагнать туда разных гадостей - какое-то отделение воздухоплавательной школы, какой-то несчастный Гипрогор - что бы через два года опять приняться за восстановление "былого величия"? Но ведь это гораздо, гораздо труднее, чем разрушить. Опять будет чисто архитектурное отделение, где надо учиться пять лет. И я поступаю туда. Это решено.
Но я отвлеклась. Итак были пертурбации, формировались уже две 8-ых группы. Лида переходила к нам в школу. Я её очень уговаривала учиться в одном классе со мною, но она страшно этого боялась. Говорила, что я буду над ней смеяться. Из новых учащихся образовалась отдельная группа, и я Лиду уговаривала перейти ко мне. Каково же было моё удивление, когда я узнала, что я переведена туда. Но при желании я могла перейти обратно. Моя бригада тянула меня к себе. Я очень, очень долго колебалась, жалко было оставить бригаду, не хотелось снова привыкать к ребятам. И наконец. я решила перейти. Побудительными к тому стимулами были - Лида и надежда на то, что в этом вновь сформированном классе, мне, как уже своему человеку в школе, найдётся не плохая общественная работка. И я не ошиблась... Сразу же, на первом собрании я была выбрана председателем класса. Работать принялась с увлечением. Сначала были затруднения, пришлось попыхтеть, но потом освоилась. Работа эта довольно большая, особенно у нас, старших, где прикреплённый педагог был только раза два – три на наших собраниях. Всё самой приходилось делать.
Да, мне удалось, зачем не написать, удалось наладить работу класса, которая вначале расхлябанная, пошла потом дружно и ровно. Правда ребята попались на редкость дружные. Приятно было то, что все мы так сработались, что в классе не было отдельных личностей, а было одно целое. Очень дорожили мнением о своем классе, и горой вступались за себя. Все вместе, один за всех, все за одного. Никаких ссор и обид. Хорошие товарищеское отношения к друг другу и коллективная сплочённость, за что хвалили и ставили нас в пример. Конечно, не всё было гладко. Так, например, сначала плохо было с дежурствами по школе, которые надо было начинать без 15 минут 9. Ребята опаздывали, я же вела точный учёт, кто и когда вступил на дежурство. Носилась по школе с тетрадкой в руках, карандашиком, отмечала, ловила дежурных, ставила на "посты". Первые дни к концу дня высовывался язык, но потом всё стало замечательно легко. Странно, никто не сердился на меня, хотя знали, что списки, рапорты о дежурстве передавались на Учком или непосредственно Р.В. [Ростислав Васильевич Озоль (1899–1974) - легендарный преподаватель физкультуры и руководитель школьного общества «Спартак» в 1923–1941 гг.], как педагогу прикреплённому к Учкому. Ростислав Васильевич перед уроком физкультуры высказал своё возмущение и попросил меня устроить собрание (я и сама об этом думала). На собрании я тоже возмущалась, стыдила ребят, говорила о примере старших о стыде и т.п. Оказывается, повлияло - ребята были сознательные. К концу года наш класс был примером, как надо дежурить, и в награду за это совсем от них, дежурств, освобождён.
Знания нашего 16"Б" были меньше, чем в том 16"А". Это тоже было причиной, что я хотела остаться в 16"А", но те несколько дней, что пришлось пробыть в 16"Б" до окончательного решения, показали мне, что работа в 16"Б" гораздо серьёзнее и дисциплина у них лучше и я осталась. Не прогадала. К концу года мы догнали 16"А", а в смысле серьёзного отношения к учёбе, дисциплине далеко оставили его позади. Было приятно.
На общей школьной конференции делились опытом работы классов. Пришлось говорить и мне. Говорят, что я страшно краснела...
«Я расскажу теперь, как наш класс боролся за учёбу  и дисциплину, начала я. Наш класс - весь ударный, все 100% учащихся, все бригады вовлечены в соцсоревнование. Это имеет конечно большое значение и помогло нам добиться успехов. Но главное то, что ребята чувствовали, что весь класс следит за их поступками, они чувствовали ответственность перед всем классом. Ребята чувствовали, что их осуждает не один человек, а все. Это им было неприятно и они, конечно, старались исправиться».
"В 16"Б", сказала завуч, велась воспитательная работа среди самих учащихся, но я хочу задать Шеломовой вопрос - мешало ли это товарищеским отношениям между ребятами??"
"Конечно, нет, - ответила я, вставая - этого у нас никогда не было. Возьму себя, как председателя класса. Я ставила на собраниях вопросы может быть не особенно приятные для некоторых ребят и между тем никаких ссор и обид между нами не было. И ребята относятся ко мне очень хорошо."...

22 сентября 1932 года.
Пишет эти строки не просто председатель класса, а председатель Учкома 217 школы. Интересно, что выйдет из этого? Перед выборами нового Учкома развернулась настоящая предвыборная горячка... Было два кандидата в председатели - я и комсомолка Козлова. ...
Как-то раз я зашла в кабинет к Ростислав Васильевичу (мне надо было о чём-то спросить). Когда вопрос был исчерпан, я повернулась, чтоб уйти...
- "Шеломова", вдруг остановил он...
- "Да!".
- "Вот, что я хотел Вам сказать. Ведь Вы знаете, что у Вас имеется серьёзный конкурент Козлова?"
- "Да, да, я знаю Р.В."
- "И у Вас, конечно, как у беспартийной шансов гораздо меньше попасть в Учком (Отчего-то все педагоги, прикреплённые к Д.С.У. говорили со мной на эту тему) [Д.С.У. - детское самоуправление].
- "Я понимаю Ростислав Васильевич. Мне было бы самой удивительно, если бы я попала в Учком..."
- "Если Вас не выберут председателем, согласны работать в Спартаке? У меня есть для Вас большая, серьёзная и, по-моему, очень интересная работа..."
- "С удовольствием! Я сама хотела очень работать в Спартаке, Ростислав Васильевич"
Теперь передо мной возник вопрос - куда же я попаду в конце концов, кем же я буду? и куда я сама больше хочу пойти. Быть председателем Учкома безусловно очень лестно, это щекотало моё самолюбие, работа интересная, но тогда прости-прощай работа в Спартаке, а работать там...
19 сентября 1932 года было собрание президиума Школьного совета, в состав которого я имею счастье или несчастье входить. Собрание было, в общем, длинное, длилось три часа. Все педагоги неимоверно курили. К концу заседания вся комната была окутана облаками табачного дыма,... Пришла домой уставшая, с головной болью. Ещё бы! Пробыть 10 часов в школе! и только раз съесть горячего!!!. На президиуме присутствовал Р.В. Во время своего доклада Р.В. несколько раз оглядывался через голову завуча в нашу с Фокеевым [Фокеев Георгий Сергеевич (1917–?) - одноклассник Анастасии] сторону... Вопрос шёл о соцсоревновании... Р.В. предлагал новую форму учёта... Предложил на решение Школьного совета вопрос о том, нужно ли вести учёт соцсоревнования комсомольцев, пионеров и "неорганизованных" ребят отдельно друг от друга, или нет. На это ответил т. Поляков [Поляков Константин Иванович (1901–1946) - директор школы в 1931 - 1942 и в 1946 гг.], наш заведующий: "Мы могли бы это сделать, если бы были уверены, - говорил он, - что наши комсомольцы окажутся на высоте положения, но... но пока в рядах комсомола есть такие личности, как Григорьев, Резцов (самые известные хулиганы в школе) и пока такие ученики, как хотя бы та же Шеломова не в рядах комсомола, мы не должны этого делать!"...
Я опустила голову мне стало неловко, мне казалось, что все смотрят вопросительно на меня.... "Что я смущаюсь? Вдруг промелькнуло в голове, а разве есть что-нибудь стыдного, позорного в том, что я беспартийная? Если я хочу и могу работать хорошо, то должна быть обязательно комсомолкой?" Встряхнув волосами, я взглянула кругом и принялась спокойно слушать дальше...

16 октября 1932 года.
Время это с 1-го по 16 октября было жарким времечком. Так много была занята, что времени на немецкий, музыку совершенно не было. Ни разу не была в гостях, только и знала, что школа, дом, опять школа и т. д. На улице была постольку, поскольку надо было пройти из дома в школу и обратно.
С 3-го по 6-е была все дни занята тем, что читала "Войну и Мир" - к восьмому должна была подготовить доклад по Андрею Болконскому.
6-го был пленум Учкома, разбирали планы работ секторов, пришла в 6 часов, начале 7-го. К довершению несчастья словесница навязала доклад по Горькому. Отложив в сторону Андрея, начала писать Горького.
7-го после уроков был президиум Школьного Совета (педагогического) на котором должна была присутствовать и я (Как председатель Учкома). После президиума, который я покинула около 7-ми, побежала домой, перекусила и без четверти 8 была снова в школе, сделала доклад, причём от избытка волнения путала Горького и Гоголя. После торжественной части, был чай, устроенный школой, и затем танцы. Тут мы побесились и половина 12-го были дома.
После такой встряски 8-ое я просидела дома.
9-ое был довольно спокойный день. (воскресенье)
10-ое - свободный. Писала Андрея и Пьера Безухова, главным образом, затем погуляла и в 6 часов собрание спартаковцев, до 8-ми».

На этом записи в дневнике Анастасии Шеломовой прерываются. Странички с датами 11 – 16 октября остались незаполненными. Внезапная болезнь и трагическая кончина Анастасии стала потрясением и трагедией для семьи, близких и школьных товарищей. Ушла из жизни талантливая, полная сил и планов, умная и жизнерадостная девушка…
Светлая память!

Источники:
1. Благово Н. В. Школа на Васильевском острове. Ч.2. СПб.: Наука, 2009.
2. Фамильный архив семьи Шеломовых.

Биографическая страничка подготовлена Виктором Михайловичем Шеломовым (Санкт-Петербург) © – племянником Анастасии Павловны.

Благодарим Виктора Михайловича Шеломова за предоставленную информацию, фотографии и за бережное отношение к фамильной истории.
Редакторская правка - М.Т. Валиев.
29.05.2023

При использовании материалов ссылка на статью обязательна в виде:
«В.М. Шеломов. Биографическая страничка Анастасии Павловны Шеломовой
– URL: http://www.kmay.ru/sample_pers.phtml?n=5902 (дата обращения)»  

Дополнительные материалы:

Фотолетопись:
Поиск учеников школы


 




04.03
День рождения бывшего ученика нашей школы, вице-адмирала Николая Романовича Греве
11.03
День рождения выпускника нашей школы, архитектора Виктора Федоровича Габерцетеля
18.03

День рождения бывшего учителя физкультуры, Засл. учителя РСФСР Г.И.Девицкого 

30.03
День рождения бывшего ученика нашей школы, капитана Бориса Георгиевича Шарона



















2009-2020 ©
Разработка и сопровождение сайта
Яцеленко Алексей