Главная     История     Персоны     Фотолетопись     Публикации     Новости     Музей     Гостевая книга     Контакты

Персоны

Ученики. Годы учёбы
1856-1918     1918-1937     1937-1944     1944-2009    
Педагоги. Годы работы
1856-1918     1918-1937    
1937-1944     1944-2006    



Периоды:





27.11.2024
Обращаем внимание на неплохую статью, посвященную школе Карла Мая "Как учили в одной из легендарных школ дореволюционного Петербурга — Карла Мая"
21.11.2024
На сайте размещена обновленная биографическая страничка капитана, участника Великой Отечественной войны Якова Исааковича Кохновера, учившегося в 6САШ в 1937-1938 гг.
20.11.2024
На сайте размещена обновленная биографическая страничка ротмистра Василия Константиновича Данича, учившегося в Реальном училище К.Мая в 1908-1911 гг.
20.11.2024
Дорогие друзья! 17 ноября в Музее истории школы К.Мая состоялась презентация книги "Воины школы на Васильевском" (авторский коллектив — Н.В.Благово, М.Т.Валиев, И.В.Родышевцева). Издательство "Серебряный век" СПб 2024




Гребенщикова Вера Ильинична


05.10.1908 – 02.10.1985

химик, радиохимик  
профессор 
доктор химических наук 
Лауреат Ленинской премии (1962)

окончила  нашу  школу в 1924 г.

Вера Ильинична родилась в Санкт-Петербурге 5 октября 1908 г. в семье будущего академика И.В. Гребенщикова (1887-1953) и его жены Екатерины Поликарповны Тарасовой (1883-1975). В 1912 - 1918 гг. Илья Васильевич преподавал химию в школе К. Мая. В 1924 г. Вера окончила девять классов в советской единой трудовой школе № 217 (бывшая гимназия К.Мая). В 1923 - 1928 г.г. в нашей школе учился и родной брат Веры Ильиничны, Илья Ильич Гребенщиков (1912 - 1978), впоследствии доктор физико-математических наук.

В 1925 г. Вера Ильинична поступила на химический факультет Ленинградского Университета, который окончила в 1930 г. Работала в институте «Механобр» и Институте гигиены, организации и охраны труда. В 1933 г. поступила в аспирантуру Государственного Радиевого института и с этого времени связала с этим институтом всю свою творческую жизнь, став членом радиохимической школы В.Г. Хлопина (1890-1950). Вера Ильинична достойно продолжила дело своего отца – стала выдающимся ученым в области теоретической и прикладной радиохимии, профессором Ленинградского государственного университета, одной из первых, сотрудниц Радиевого Института им. Хлопина. Разработала методы соосаждения плутония и актиноидов.

В.И. Гребенщикова была активным участником работ этой школы по изучению распределения микроколичеств различных радиоактивных элементов между кристаллами и раствором, а также процессов адсорбции этих элементов на сорбентах различной породы. В 1938 г. защитила диссертацию на соискание учёной степени кандидата химических наук.

Во время Великой Отечественной войны героической эпопеей явилось участие В.И. Гребенщиковой в эвакуации детей сотрудников из осажденного Ленинграда на Большую Землю. Вместе с основным коллективом Радиевого института Вера Ильинична находилась в Казани, где принимала участие в разработке термодиффузионных процессов разделения изотопов урана и выделения радиотория из препаратов радия для использования в военной технике.

После возвращения института в 1945 г. в Ленинград Вера Ильинична приняла участие в исследованиях под руководством академика В.Г. Хлопина по разработке ацетатно-фторидной технологии извлечения плутония из облученного урана. При испытании этой технологии на опытной установке, созданной в НИИ-9 в Москве, руководила группой радиохимиков-технологов. В 1960 г. она защитила диссертацию на соискание учёной степени доктора химических наук.

С 1962 по 1974 гг. В.И. Гребенщикова возглавила в Радиевом институте лабораторию, занимаясь вопросами изучения возможности захоронения радиоактивных отходов в соляных формациях и использования в народно-хозяйственных целях подземных ядерных взрывов.

Вера Ильинична проявила себя и на преподавательском поприще. В 1932-1936 гг., а также в 1949-1953 гг. преподавала на химическом факультете Ленинградского университета. В дальнейшем руководила выполнением дипломных и диссертационных работ. В 1967 г. была удостоена звания профессора.

Вклад В.И. Гребенщиковой в развитие атомной науки и техники в укрепление обороноспособности нашей страны был отмечен многими наградами и премиями: Орденом Красной Звезды (1945), Орденом Трудового Красного знамени (1951), Знак Почета (1953). Ей была присуждена именная премия Совета Министров СССР (1950), Премия имени В.Г. Хлопина (1962), Ленинская премия (1962). Она была выдающийся учёный в области фундаментальной и прикладной радиохимии, одна из создателей осадительной технологии получения оружейного плутония.

Вера Ильинична была дважды замужем. Первый муж Кузнецов Василий Николаевич (1902-1970) был геологом, заслуженным полярником, работал в Институте Севморпути. Их дочь Марина Васильевна (1928 г.р.) окончила Горный институт, работала геологом и у неё уже растёт правнучка Анастасия Романовна Терентьева 1997 г.р. Второй муж Веры Ильиничной - Алхазов Дмитрий Георгиевич (1909-1982) доктор физико-математических наук, Лауреат государственной премии. Работал в Физико-техническом институте. Их сын Алхазов Илья Дмитриевич (1938 г.р.) также физик, окончил Политехнический институт, имеет двух детей: Илья Ильич (1962 г.р.) и Вера Ильинична (1971 г.р.) Алхазовы.

Вера Ильинична скончалась 2 октября 1985 г. в Ленинграде. Похоронена вместе с Д.Г. Алхазовым в колумбарии Крематория.

Яркая характеристика Веры Ильиничны приведена в воспоминаниях её ученицы А. А. Титляновой [1]:

«Я уже училась на четвертом курсе, была зачислена на спецфак, специализировалась как радиохимик. Химию новых элементов (актиноидов) читала Вера Ильинична Гребенщикова. Мне очень хотелось у нее дипломироваться. Все время, что нас проверяли (допускали!) к спецфаку, приблизительно полгода, я очень много работала в лаборатории Сергея Михайловича и сделала довольно интересное исследование. (К сожалению, у меня выпало из памяти, что же такое выдающееся я сделала!) Ария планировал начать большую работу с соединениями-полупроводниками и собирался дать мне значительный раздел в качестве дипломной работы. Но ведь я была на спецфаке и видела свою будущую работу в исследовании актиноидов. Да и кроме того, я была влюблена в Веру Ильиничну и хотела делать диплом у нее.

Две женщины вошли в мою жизнь учителями. И первая из них Вера Ильинична, у которой я дипломировалась. Она пришла к нам на спецфак читать химию новых элементов – актиноидов. Около 40 лет, высокая, стройная, всегда элегантно одетая, с ниткой бус – разных к различным костюмам или платьям. Вера Ильинична сформировала в моем сознании образ ученой женщины. Элегантность, простота, внимательный взгляд, быстрая реакция на вопросы и замечания, и великолепная русская (а у нее – петербургская) речь. Конечно, она была дочерью академика, женой чл.-кора и сама в 40 лет – доктором наук. У нее было за плечами не двадцать четыре, а все пятьдесят лет колледжа. Если сказать одним словом о ней – то это слово – интеллигентность.
Я влюбилась в нее сразу, я ей подражала – ее манерам, и особенностям ее речи. Конечно, это подражание ложилось на совсем другую (не петербургскую) основу, но думаю, что какие-то черты ученой женщины у меня – от нее.

Читала она лекции очень хорошо: логично, легко, с необходимыми повторами, редко шутила, но иногда вставляла и всегда к месту строфы разных поэтов. Очень трудно процитировать что-нибудь из Ахматовой, рассказывая о плутонии. А она, рассматривая процесс замораживания раствора, вдруг скажет – «Льдинки, помните, как у Ахматовой «Облака плывут, как льдинки, льдинки в ярких водах голубой реки». И все на 30-40 секунд представят себе эти облака-льдинки и отдохнут от электронов и протонов. В конце же лекции всегда по пунктам повторяла прочитанное.
Но самое удивительное, как внимательно она слушала студентов. Не только нас – дипломников, а всех студентов, сдающих экзамены. Так, как будто бы мы излагаем что-то очень интересное и новое для нее.

К нам – ко мне, к Толе Кривохатскому и Веньке (дипломникам) Вера Ильинична относилась очень приветливо и часто смеялась вместе с нами. Насколько она была веселой я узнала на ночном дежурстве. У меня шел непрерывный недельный опыт с постоянным перемешиванием суспензии и переменным температурным режимом. В связи с опытом мне надо было дежурить ночью, и в первую же ночь Вера Ильинична осталась со мной в Институте. Вначале она что-то писала в своем кабинете, а я измеряла пробы с очень низкой активностью. Около полуночи В.И. пригласила меня на чашку чая с пирожками, которые она сама напекла.
Тут в нерабочей обстановке мы разговорились и совсем не о работе. Мы беседовали об очень занятных вещах: о платьях, о мальчиках и мужчинах, о любви и замужестве. Мягко расспросив меня о моем предполагаемом, но никак не осуществляемом выходе замуж за Сашу и узнав, что одна из причин моих колебаний – полное отсутствие чувства юмора у жениха, она очень серьезно сказала: «Не выходи за него замуж, невозможно жить с очень серьезным человеком. Иногда тебя просто распирает от смеха, а он не понимает в чем дело и сердится и обижается. Это трагедия!» И тут она явно не к месту весело рассмеялась. «Знаете – сказала она – я не просто люблю смеяться, я рождена хохотушкой. Это уж потом я заставила себя быть серьезной. А когда я в шестнадцать лет выходила замуж…» «В шестнадцать? – удивилась я – Так Вы были еще школьницей». «Нет, школу я уже закончила. Жених у меня был капитаном дальнего плавания. Я ужасно хотела выйти за него замуж, хотя он был намного старше меня. Все меня отговаривали, в особенности отец (её отец – академик Гребенщиков был известным химиком). Но я очень хотела быть женой капитана и была крайне довольна, что свадьба состоялась. Я хохотала непрерывно с самого утра, смеялась просто от радости. Смеялась даже и в ЗАГСе, когда нас официально расписывали. Представитель власти удивленно взглянул на меня и сказал: «Ну, не знаю как жених, а вот невеста явно очень довольна, что выходит замуж». И так строго на меня посмотрел, что я тут же закатилась смехом. Так и просмеялась всю свадьбу и весь первый год замужества».

– «А после?»

Тут В. И. примолкла, потом как-то очень светло улыбнулась и сказала: «Ну а потом я перестала смеяться, брак был неправильным. Он был замечательным человеком, ну а я была слишком молода, да и глупа, наверное. В общем пришлось развестись. Я тут же пошла учиться к радости отца на химический факультет, учиться мне нравилось и я снова начала много смеяться, хотя уже и не так бесшабашно, как раньше».
После этого ночного разговора Вера Ильинична стала нравиться мне еще больше; я любила её, как люблю близких мне людей. Навострив уши и широко раскрыв глаза, я слушала её короткие жизненные истории, её подробное объяснение новых радиохимических методов и краткие где-то узнанные ею новости, как там обстоят дела с химией новых элементов у американцев. Смотрела на нее, слушала и все время училась. Училась предсказывать ход новых реакций, исходя из общих знаний химии, училась отношению к цифре, в химических опытах значение какой-либо величины – главный судья. В химии ничего не может быть приблизительного.

Училась я у нее продумывать эксперимент: все, начиная от первой пробирки, ее формы, величины, разбирая последовательно один этап процесса за другим и кончая общей схемой. «А теперь сядь и хорошо подумай» – это от Веры Ильиничны. Мне даже трудно сказать, чему конкретно она меня научила – я бы хотела думать, что она научила меня быть ученым, оставаясь женщиной в массе проявлений. Ну а что касается интеллигентности, то это тебе либо дано, либо нет. Ей это было дано сполна.

Еще одна черта моего характера, может быть, привита Верой Ильиничной – «мы все в ответе за тех, кого приручили» (Сент-Экзюпери). Она следила за судьбой своих учеников и помогала им, если это было нужно и если это было в её силах.

Вера Ильинична приехала в Академгородок где-то в 1966 г. на конференцию по радиохимии в Институт неорганической химии, где директором был академик Николаев. Она знала, что я живу в Академгородке, и была уверена, что найдет меня в лаборатории радиохимии. Каково же было её удивление, когда она узнала, что я работаю зам. декана на ФЕНе Университета. Она подумала, что я не сумела устроиться в химический институт и, еще не встретясь со мной, договорилась с Николаевым, что он меня возьмет в свой Институт, в лабораторию радиохимии на должность м.н.с.

Вера Ильинична без предупреждения пришла в деканат, когда там были я и Воеводский. Очень ласково поздоровавшись со мной, но, так и не спросив, почему я работаю в деканате, атаковала В.В., с которым, видимо, была хорошо знакома. «Вы знаете, что Аргента – прекрасный химик?» «Не имел возможности убедиться». «Не имели возможности? Да потому что, видимо, она Вас устраивает как заместитель. А вот о ней Вы подумали? Она же дисквалифицируется, сидя за этим столом!» «Что Вы, Вера, на меня накинулись? Вы её спросили хочет ли она работать в Институте неорганики?» «Ну, сейчас и спрошу. Да, я договорилась вчера о ней с Николаевым, чтобы было, что обсуждать с Аргентой по существу».

Я с любопытством смотрела на эту сцену. В.В. уже знал, что в химию я возвращаться не хочу, и явно интересовался, как сейчас развернутся события. Вера Ильинична обернулась ко мне – «Ты уже завтра можешь идти в Неорганику, работа интересная, по твоему профилю». «Вера Ильинична, спасибо Вам огромное за заботу, но я не пойду в Неорганику». «Почему??» «Потому что я ушла из химии и не хочу к ней возвращаться». «Но чем ты собираешься заниматься? Ведь нельзя же быть просто зам декана!» «Я собираюсь заняться экологией». Вера Ильинична была поражена, В.В. забавлялся. «Но ведь у тебя нет биологического образования!» «Будет!» «Но ты же – радиохимик!» – нажала она на слово химик. «Вера Ильинична, да, благодаря Вам, я – радиохимик и, наверное, неплохой. И я этот химический багаж ценю и найду ему место в новой специальности. Но я больше не хочу лаборатории. Я хочу работать в поле».

Вера Ильинична была удивлена и даже немного смущена. «И тебе нравится эта новая наука?» «Да, очень». Тут она улыбнулась мне, погрозила пальцем смеющемуся Воеводскому, и вдруг сама весело рассмеялась. «Да тут уже все решено, и, наверное, правильно решено. А я-то, ничего не узнав, пустилась устраивать судьбу, о чем меня никто и не просил. Владислав, отпустите ее на сегодняшний вечер, мы с ней поговорим по душам». В.В. кивнул.

Мы с ней ушли в гостиницу, и целый вечер говорили о разном. Я рассказала о Миассово, о Н.В. Тимофееве-Ресовском, о своих работах в лаборатории Миассово и своем решении, принятом на берегу озера. Под конец она обняла меня и сказала: «Молодец! Все мы меняем свои судьбы. Уверена, что у тебя всё получится. Ну а перед Николаевым я завтра извинюсь».

P.S. В 1962 г. Вера Ильинична была награждена Государственной премией высшего уровня – Ленинской премией за вклад в области фундаментальной и прикладной радиохимии. Она была одной из создателей осадительной технологии получения оружейного плутония [2].
Действительно, я – её ученица: ведь моя дипломная работа была посвящена соосаждению плутония с другими элементами, а юшка, из которой мы выделяли радионуклиды – раствор после отделения плутония с помощью осадительной технологии.

В 1973 г. Вера Ильинична начала работать в Отделе радиохимических исследований последствий ядерных взрывов, тяжелых радиационных аварий и захоронения радиоактивных отходов. А отдел создал и в течении двадцати лет руководил им профессор, д.х.м., лауреат двух Государственных премий СССР Анатолий Сергеевич Кривохатский, выдающийся ученый в области теоретической и прикладной химии актиноидных элементов. Анатолий Сергеевич Кривохатский – да это же Толя Кривохатский, мой приятель и дипломник Веры Ильиничны Гребенщиковой!»


Источники:

1. А. А. Титлянова. Рассыпанные страницы.


Информационную страницу подготовил М.Т. Валиев (С.-Петербург) ©.
05.07.2015

Дополнительные материалы:

Фотолетопись:
Поиск учеников школы


 




04.12
День рождения бывшего ученика и педагога нашей школы, чл.-корр. СПб АН, О.Д.Хвольсона.
09.12
День рождения выпускника нашей школы, революционера, члена ЦК партии меньшевиков А.Э.Дюбуа
15.12
День рождения бывшего ученика нашей школы, морского офицера А.А.Абазы
19.12
День рождения выпускника и второго директора нашей школы В. А.Кракау



















2009-2020 ©
Разработка и сопровождение сайта
Яцеленко Алексей