Главная        История        Персоны        Фотолетопись        Публикации        Новости        Музей        Гостевая книга        Контакты       

Персоны

Ученики. Годы учёбы
1856 - 1918     1918 - 1937     1937 - 1944     1944 - 2009    
Педагоги. Годы работы



Периоды:





30.4.2017 На сайте выставлены новые странички, посвященные участникам ВОв:
- младшему лейтенанту
Всеволоду Пантелеймоновичу Савкевичу, учившемуся в нашей школе в 1921-1928 гг.
- архитектору Михаилу Пантелеймоновичу Савкевичуучившемуся в нашей школе в 1921-1928 гг.
- красноармейцу Николаю Аркадьевичу Шульцеву, учившемуся в нашей школе в 1916-1923 гг.
- инженер-капитану геологу Льву Евгеньевичу Эгелю, учившемуся в нашей школе в 1930 г.
- полковнику Александру Петровичу Шемякину, увишемуся в в 6САШ в 1937-1940 гг.





Орест Орестович Аллегри

22.09.1899 – 10.07.1923

художник пейзажист

театральный художник

учился в школе К.Мая в 1911 –1915 гг. 





Эркель-Орест-Шарль Аллегри родился 22 сентября 1899 г. [1]. в семье итальянского подданного, театрального художника Ореста Карловича Аллегри (1866 – 1954) [2].
Отец Ореста Орестовича в юности обосновался в С.-Петербурге. Окончил Императорскую Академию художеств. С 1887 по 1917 г. служил декоратором Императорских театров, с 1917 – главный декоратор Госактеатров. Участвовал в оформлении спектаклей Мариинского театра. В 1921 выехал в Италию, затем поселился во Франции. Работал для Русского балета С.П. Дягилева, исполнял декорации по эскизам Л.С. Бакста, А.Н. Бенуа (выпускник гимназии К.Мая 1890 г.) и других художников. Самостоятельно оформил балеты для Анны Павловой: «Тщетная предосторожность» И. Хертеля, «Восточные впечатления» К. Баннарджи и «Фрески Аджанты» (1923) на индийскую музыку. В 1927 со своим учеником Н.A. Бенуа (выпускник гимназии К.Мая 1919 года) исполнил декорации к спектаклю «Императрица скал» С.-Ж. де Буэльи для гастролей Иды Рубинштейн в Гранд-Опера. В том же году работы экспонировались на Выставке советского театрально-декорационного искусства в Ленинграде. В 1940-е сотрудничал с компанией «Русский балет полковника де Базиля». Исполнил декорации по эскизам К. А. Коровина к балету «Лебединое озеро» П. И. Чайковского и по эскизам С. Ю. Судейкина к балету «Паганини» С. В. Рахманинова. В 1946–1948 для Драматического театра Восточного Колмара создал сценографию к спектаклям «Арлезианка» А. Доде, «Мизантроп» и «Тартюф» Мольера [2].
Кроме Ореста в семье Аллегри-старшего росли младший брат Павел (1907 - ?) и младшая сестра Ольга.
В первый класс гимназии К.Мая Орест Аллегри-младший перешёл осенью 1911 года из 2-го Васильевского гимназического городского училища. Учился в школе К.Мая по август 1915 г., окончив пять классов. [1]. Младший брат, Павел, тоже успел отучиться в школе К.Мая один учебный год – окончил первый класс Реального училища в 1918 г.
В 1918 г. Ореста Аллегри–младшего призывают, как итальянского подданного, на военную службу в итальянскую армию. Попытки отца освободить сына от военной службы не увенчались успехом и Орест Аллегри-младший уехал в Италию.
Приведем несколько фрагментов из книги воспоминаний заслуженного артиста РСФСР Геннадия Михайловича Мичурина (1897-1970) [3]:
«Отец безмерно тосковал о нём <о сыне – Прим. авт. странички сайта>, о чём он делился со мной, подолгу ожидая какой-либо весточки из отрезанной от нас Италии. Писем всё не было, и Аллегри, когда-то плотный и крепкий, на глазах наших становился худеньким, а пиджак его – широким, подчёркивая необычную щуплость владельца. Но вот кончилась мировая война. Аллегри, как итальянский подданный, получил паспорта и визы в Париж к Дягилеву, который уже давно атаковал его предложениями. В 1920 году старик написал сыну через общих знакомых в Италию, чтобы тот ехал к Дягилеву.
…Тяжесть отъезда из России усугублялась для него нервным заболеванием дочери, которую врачи оставили до излечения в больнице на Пряжке.
… Позже выяснилось, что в это время Орест, состоя в социалистической партии, добился поручения в Советскую Россию через Болгарию и Румынию. Его письма, так же как и письма отца, не дошли до адресатов. В пути, уже оказавшись на Украине, сын заболел тифом, и его сняли с поезда в Киеве. И тут нелепейшее сцепление случайностей создало ситуацию, которой несколько позже оба – и отец и сын – долго не могли поверить. Из трёх недель, что пролежал в больнице Орест, семья Аллегри, кроме заболевшей и оставшейся в Петрограде дочери, ожидала несколько дней в Киеве формировавшийся железнодорожный состав через Вену в Париж. Так и получилось, что те дни вся семья Аллегри провела в одном городе, впервые за несколько лет вместе – не подозревая об этом!
Всё это узнал я от самого Орестушки, с которым меня познакомил мой дружок Кока Бенуа(Николай Александрович Бенуа – Прим. авт. странички сайта), единственный сын Александра Николаевича, принявший, несмотря на молодость, декорационную мастерскую. Передо мной стоял совсем молодой ещё человек, ниже среднего роста, с чудесной улыбкой, очень красившей его. Совсем не похож он был на Ореста Карловича, но стоило ему заговорить, и сразу вспоминался его отец в этом самом декорационном зале. Теперь здесь будет работать следующее поколение: Бенуа, Щуко, Добужинский и Аллегри. Через некоторое время возникла среди них девушка-маляр с улыбчатым русским личиком, уже к апрелю обогащавшимся множеством веснушек. Я стал невольным свидетелем развития её романа с Орестушкой – Кока Бенуа "набивал руку", работая маслом над моим портретом, и мне хоть на полчасика приходилось подниматься к ним».
В вышеприведенном отрывке речь идёт о знакомстве Ореста Аллегри-младшего с Параскевой Авдеевной Плистик (15.10.1898 – 10.08.1986). Уроженка Санкт-Петербурга из бедной семьи рабочих училась в Школе актёрского мастерства и посещала подготовительные рисовальные классы С. М. Зейденберга. В 1918–1921 занималась в АХ (ГСХМ) в мастерской В. И. Шухаева, затем – К. С. Петрова-Водкина. В 1920 познакомилась с пейзажистом Орестом Аллегри-младшим, в 1922 вышла за него замуж; в этом коротком браке родился сын Бенедикт [4].
В 1923 супруги собрались эмигрировать во Францию, но за день до отъезда муж утонул. Впоследствии Параскева Авдеевна эмигрировала в Париж к отцу Ореста Аллегри, стала довольно известным акварелистом и живописцем под именем Параскева Кларк (Paraskeva Clark).
Вернёмся к книге воспоминаний заслуженного артиста РСФСР Г.М. Мичурина [3]:
«... У молодых Аллегри появился первенец, и наконец Орестушка поведал нам, что отец его рад увидеть всю молодую поросль Аллегри у себя в Париже – он выхлопотал паспорта и визы для всех и ждёт их летом с нетерпением.
То лето выдалось знойным, а день их отъезда был особенно раскалённым – запомнил я его потому, что на следующий же день узнал о трагедии. Да, конечно, это была трагедия, если связать события, беря началом несостоявшуюся, но возможную встречу в Киеве и многолетнее стремление отца встретиться с любимым и единственным сыном. Утром, в день отъезда Орест Орестович пошёл попрощаться с неизлечимо больной сестрой в больницу на Пряжке. Ожидая впуска посетителей и изнывая от жары, он решил выкупаться в злосчастной Пряжке и... утонул.
Друзья уговорили вдову (Параскеву Авдеевну - Прим. авт. странички сайта) сразу после похорон Ореста Орестовича отправиться к старикам в Париж».
Семье Аллегри посвящены и многие страницы в дневниках Александра Николаевича Бенуа периода 1916 - 1918 года [5]:
Приведём несколько цитат из этих записей:
«Пятница, 5/18 января 1917 г.
Бедный Орест (Орест Карлович – прим. автора очерка) переживает снова тяжёлую семейную драму. Он снова сошёлся со своей стародавней пассией Е.П.К. (Екатериной Павловной - Прим. авт. странички сайта) и весь в этом романе, который осложнился ещё тем, что вернулся из (военной) ссылки её муж – германец! В доме у них полный кавардак: старший сын (Орест Орестович - - Прим. авт. странички сайта) и старшая дочь даже съехали на другую квартиру, остальных он изводит своими придирками, причём сам это сознаёт, кается, однако ничего с собой поделать не может.
… Орестика Аллегри забирают на военную службу (ему 18 лет) (в итальянскую армию, как подданного Италии - Прим. авт. странички сайта). Наивный папаша отправился было торговаться с (итальянским) консулом и предложил такой вопрос: "Ну, а что будет, если он не поедет?" – "То есть как так?" - "Ну, просто не поедет". – "Да что с вами, маэстро, тогда он будет объявлен дезертиром и ему некуда деваться, он и паспорта не получать не может!" И тут же, сжалившись, консул на прощанье шепнул: "Едва ли партия наших вольнообязанных <окажется> дальше Мурманска!" На самом деле Орестика всё же забрали, он в Италию попал и после окончания войны пожелал вернуться к отцу, но злая судьба распорядилась иначе – он как раз появился в Петербурге тогда, когда отец с младшим братом уже были на пути в Италию. Но бедный, милый юноша не долго ещё прожил с нами (его мой Кока (Николай Бенуа - Прим. авт. странички сайта) взял к себе в помощники – Орестик уже успел выработаться под руководством отца в отличного техника). В жаркий июньский день он вздумал выкупаться в канале, что тянется к морю от дома умалишённых (на 11-й версте); с ним сделался удар, и он сразу пошёл ко дну. Его вдову (Параскеву Авдеевну- Прим. авт. странички сайта) и сына (Бенедетто - Прим. авт. странички сайта) после разных хлопот Аллегри (Оресту Карловичу - Прим. авт. странички сайта) удалось выписать к себе в Париж (в 1923 или 1924 году).»
Пятница, 13 июля (1923 г. - Прим. авт. странички сайта)
Какой кошмар! Какой кошмар! Утонул Орестик Аллегри. Утонул третьего дня, как раз в день, когда мы получили письмо от Екатерины Павловны (второй жены Олеста Карловича Аллегри, с которой он уехал за границу - Прим. авт. странички сайта). А я ещё на днях имел глупость и необдуманность написать, что он уже на пути к ним. Узнали мы это ужасное известие от его пришедшей среди дня жены, от его вдовы, той не слишком серьёзной но, может быть, милой барышни, на которой он женился год назад и которая на Пасху его одарила сыном, названным им Бенедетто.
С женой и этим Бенедетто на руках, пешком (ибо у них не было денег на трамвай) в страшную жару, но весёлый… он отправился в среду навестить сестру Ольгу, бывшую чем-то вроде сиделки в сумасшедшем доме на Петергофской дороге, чтобы её лечить от безумия. Там они плотно пообедали и сейчас же отправились купаться в канале, ведущем к морю. Параскеву Авдеевну с ребёнком оставили на берегу, а Орестик и Олеся разделись и среди копошившихся в воде детворы бросились в воду. Орестик плавал очень ловко и несколько раз нырял, но вдруг (каких-то не более трёх-четырёх сажен ширина) замахал руками и стал биться. Сидевший неподалеку рыболов, которому стоило войти в воду, чтобы протянуть ему руку, сунул ему только свою удочку, за которую он слабо ухватился и которая ушла в сторону. Тут рыболов стал расшнуровывать сапоги, но Орестик, взмахнувший ещё раз, погрузился на дно. Олеся в это время подплыла к этому месту, но, не умея нырять, не могла спасти брата, тем более что пришлось бы маневрировать между обломками затонувшей баржи. И вот был мир, радостный, весёлый – и вдруг ничего! Бедняжка убита горем и не знает, что предпринять.
И как раз вчера, на следующий день после катастрофы, приходит из Парижа извещение о посылке им 1000 фр. Теперь она в колебании: ехать ли ей или нет (её что-то в Смольном не признавали за итальянскую подданную по мужу, но потом признали). Но, кажется, она склоняется к отъезду, так как ей слишком здесь тяжело. У её отца – игрового человека – очень негативное отношение к их браку. А жили они с Орестиком последнее время у него, распродав перед отъездом весь свой последний скарб. Каково-то ей было возвращаться в этот и без того опостылевший дом, из которого утром она вышла в радостный, свежий день на прогулку с молодым, весёлым мужем и куда она вернулась одна, опустошённая горем, разбитая, одна навсегда. И с ужасом она думает о милом своём муже, оставшемся лежать там, на дне, в холодной воде, испытав предельный ужас и горе. Как раз в момент, когда не знаешь, что жизнь стала им улыбаться, всё в этой короткой жизни Орестика фатально: отъезд этого единственного удачного члена семьи на войну, его искалечение (контузия, от которой он чуть покривел), его возвращение в Петербург, как раз через месяц после того, что его отец отбыл в Италию в расчёте на то, чтобы там его встретить. Поистине такой ужас. Я слушал рассказ, глядел на тихо всхлипывающую вдову и не верил, что всё это случилось. Убита, убита и за Орестика и за его отца. Параскева уже известила его письмом. Ужас! Мысль об этом меня преследует, и в том сцеплении ужасов, которые постигли семью Аллегри за последний год, – есть что-то жестоко-роковое и какой-то оттенок кары. Кому, за какие грехи, я не знаю, но отделаться от этого впечатления нельзя, и оно навевает особый мистический страх…
Параскева Авдеевна у нас обедала. Ещё одна подробность рассказа: весь день Орестик был занят сколачиванием и раскрашиванием деревянного креста, который он собирался поставить на могиле матери вместо недавно украденного. Это крест был первый предмет, который жена увидела, вернувшись домой.
Среда, 8 августа
Параскева Аллегри с маленьким, по мнению наших дам, ужасно на дедушку похожим, очень тщедушным, но живеньким Бенедетто. Она тоже получила письмо из Парижа, её туда зовут, и это её очень утешило. Но канитель с отъездом будет большая».

Источники:
1. ЦГИА СПб ф.144 оп.2 д.127 л.68.
2. http://www.artrz.ru/menu/1804657343/1804782316.html
3. http://istoriya-teatra.ru/books/item/f00/s00/z0000019/st000.shtml - «Воспоминания Геннадия Михайловича Мичурина (1897-1970)»
4. http://www.artrz.ru/search/Параскева/1804784252.html «Искусство и архитектура русского зарубежья»
5. Бенуа А. Н. Мои воспоминания: В 5 кн. [в 2 т.]. 2-е изд. М., 1990. http://www.fedy-diary.ru/html/042011/24042011-03a.html :



Информационную страницу подготовили И.Л. Лейнонен (Лауша, Германия) © и М.Т. Валиев (С.-Петербург) ©.
01.07.2015 
При копировании ссылка на сайт обязательна.  



Дополнительные материалы:


Фотолетопись:


04.04 День рождения бывшего ученика нашей школы , известного деятеля культуры и публициста Д.В.Философова

14.04 День рождения выпускника нашей школы, архитектора Ф.Ф.Постельса

30.04 День рождения выпускника нашей школы, члена-корреспондента АН СССР В.Д.Наливкина

03.05 День рождения выпускника нашей школы, художника, автора бесценных мемуаров, А.Н.Бенуа

12.05 День Рождения музея истории школы К.Мая

18.05 День рождения выпускника нашей школы, академика АН СССР В.В.Новожилова


























2009-2011 © Разработка сайта: Яцеленко Алексей
Главная        История        Персоны        Фотолетопись        Публикации        Музей        Гостевая книга        Контакты