Главная     История     Персоны     Фотолетопись     Публикации     Новости     Музей     Гостевая книга     Контакты

Персоны

Ученики. Годы учёбы
1856-1918     1918-1937     1937-1944     1944-2009    
Педагоги. Годы работы
1856-1918     1918-1937    
1937-1944     1944-2006    



Периоды:





23.9.2024
23 сентября в Музее истории школы К.Мая состоялась встреча с Александром Новиковым и Андреем Бызовым, внучатыми племянниками Павла Деппа - выпускника гимназии К.Мая 1916 г.
8.9.2024
Дорогие друзья и коллеги! Вышла в свет статья о золотом медалисте выпуска 1916 года Василии Васильевиче Котельникове (1897-1927)
17.8.2024
Дорогие друзья и коллеги! На сайте размещена биографическая страничка профессора, доктора физ-мат наук, академика РАЕН, Лауреата Гос. Премии Георгия Ивановича Петрашеня, учившегося в нашей школе в 1924-1929 гг.
3.8.2024
На сайте размещены биографические странички инженера-электрика, участника Великой Отечественной войны Василия Леонтьевича Афросимова и бухгалтера Виктора Леонтьевича Афросимова, учившихся в гимназии К.Мая в 1914-1918 гг.




Преснов Александр Александрович


Александр Александрович
Преснов





учитель истории











Одним из наиболее уважаемых и незабываемых учителей
школы был преподаватель истории Александр Александрович Преснов. Вот
отрывки из воспоминаний бывших спецшкольников:


« — Здравствуйте, товарищи кадеты! —
звонко воскликнул вошедший.

Взвод
растерялся от такого обращения. Помедлил, и всё-таки отозвался:

— Здрасте!

— Вольно! Садитесь, садитесь, друзья, —
перешел на доверительный тон учитель. — Смутил вас, не так ли?
Конечно же, вы не кадеты в полном смысле этого слова. Ваш социальный
портрет совершенно иной. Но есть определенное сходство…»

Далее преподаватель, начиная первый урок, сообщил, что
«…кадетские корпуса были военно-учебными заведениями
закрытого типа и существовали в России с первой трети восемнадцатого
века. Сначала в них занимались лишь дворянские дети. Позже стали
приниматься и дети военных, разночинцев…

— А не вспомните ли, други моя, каких
замечательных революционеров дали в прошлом нашему народу кадетские
корпуса? — неожиданно задал вопрос историк.


Взвод ответа не дал.

— Эх, вы, «майские жуки», не знаете.
Что ж, помогу вам и, для начала, назову лишь двоих из них: Кондратия
Фёдоровича Рылеева и Валериана Владимировича Куйбышева. Кем были эти
люди, надеюсь, пояснять не нужно…

После сцены изумления Александр Александрович по-доброму
улыбнулся и снова спросил:

— Может, и за «майских жуков»
обиделись?.. Нет, и правильно. Обижаться тут не на что, ибо так в
конце минувшего и в начале нынешнего веков называли учеников одной из
лучших петербургских гимназий, основателем которой был прогрессивный
и талантливый педагог Карл Иванович Май. С осени девятьсот десятого
года созданная им мужская гимназия размещалась не где-нибудь, а здесь
вот, в наших стенах…

Учитель истории говорил о том, что не было у «майских
жуков» педагогов-мракобесов, преподавателей-черносотенцев. Все
они подбирались исключительно по признакам своей научной одарённости,
по особым склонностям к воспитательной работе среди юных поколений. И
не случайно, что именно в мужской гимназии Мая впервые в России были
заложены основы кабинетной системы обучения, что в ней ранее других
было введено подлинное ученическое самоуправление…».

Так, благодаря хорошо и разносторонне образованному
педагогу, новые хозяева «майского» дома узнали о его
славном прошлом.


О том, что А. А. Преснов был действительно
незаурядным человеком, можно также судить по ещё одной цитате:

«Александр Александрович был блистательным
рассказчиком, вчерашние семиклассники с первых же уроков не просто
зачарованно слушали Преснова, но и старались записывать его слово в
слово: ведь многое из того, что он преподносил, в учебниках никак
сыскать не удавалось. А когда речь шла о боях, сражениях минувших
времён, учитель и вовсе забывал, что перед ним ещё не слушатели
академии, даже не студенты, и разражался увлекательнейшими лекциями
по истории войн и военного искусства.»

А вот как вспоминает любимого педагога И.Р. Миркин:
«Всегда с исключительным интересом мы слушали историка
А. А. Преснова и старались записывать урок слово в слово,
так как то, что он преподносил, в учебниках нельзя было найти. А
когда речь шла о боях, то он даже забывал, что перед ним сидят не
курсанты или слушатели академии, и разражался увлекательнейшими
лекциями по истории войн и военного искусства».









Рожков В.Г.
Шестая (Первая) специальная артиллерийская школа. СПб., 2006.



Благово Н.В. Школа на
Васильевском. Ч II., СПб,
2009.




Дополнительные материалы:

Фотолетопись:
Поиск педагогов школы
























2009-2020 ©
Разработка и сопровождение сайта
Яцеленко Алексей