Александр Александрович
Преснов
учитель истории
Одним из наиболее уважаемых и незабываемых учителей
школы был преподаватель истории Александр Александрович Преснов. Вот
отрывки из воспоминаний бывших спецшкольников:
« — Здравствуйте, товарищи кадеты! —
звонко воскликнул вошедший.
Взвод
растерялся от такого обращения. Помедлил, и всё-таки отозвался:
— Здрасте!
— Вольно! Садитесь, садитесь, друзья, —
перешел на доверительный тон учитель. — Смутил вас, не так ли?
Конечно же, вы не кадеты в полном смысле этого слова. Ваш социальный
портрет совершенно иной. Но есть определенное сходство…»
Далее преподаватель, начиная первый урок, сообщил, что
«…кадетские корпуса были военно-учебными заведениями
закрытого типа и существовали в России с первой трети восемнадцатого
века. Сначала в них занимались лишь дворянские дети. Позже стали
приниматься и дети военных, разночинцев…
— А не вспомните ли, други моя, каких
замечательных революционеров дали в прошлом нашему народу кадетские
корпуса? — неожиданно задал вопрос историк.
Взвод ответа не дал.
— Эх, вы, «майские жуки», не знаете.
Что ж, помогу вам и, для начала, назову лишь двоих из них: Кондратия
Фёдоровича Рылеева и Валериана Владимировича Куйбышева. Кем были эти
люди, надеюсь, пояснять не нужно…
После сцены изумления Александр Александрович по-доброму
улыбнулся и снова спросил:
— Может, и за «майских жуков»
обиделись?.. Нет, и правильно. Обижаться тут не на что, ибо так в
конце минувшего и в начале нынешнего веков называли учеников одной из
лучших петербургских гимназий, основателем которой был прогрессивный
и талантливый педагог Карл Иванович Май. С осени девятьсот десятого
года созданная им мужская гимназия размещалась не где-нибудь, а здесь
вот, в наших стенах…
Учитель истории говорил о том, что не было у «майских
жуков» педагогов-мракобесов, преподавателей-черносотенцев. Все
они подбирались исключительно по признакам своей научной одарённости,
по особым склонностям к воспитательной работе среди юных поколений. И
не случайно, что именно в мужской гимназии Мая впервые в России были
заложены основы кабинетной системы обучения, что в ней ранее других
было введено подлинное ученическое самоуправление…».
Так, благодаря хорошо и разносторонне образованному
педагогу, новые хозяева «майского» дома узнали о его
славном прошлом.
О том, что А. А. Преснов был действительно
незаурядным человеком, можно также судить по ещё одной цитате:
«Александр Александрович был блистательным
рассказчиком, вчерашние семиклассники с первых же уроков не просто
зачарованно слушали Преснова, но и старались записывать его слово в
слово: ведь многое из того, что он преподносил, в учебниках никак
сыскать не удавалось. А когда речь шла о боях, сражениях минувших
времён, учитель и вовсе забывал, что перед ним ещё не слушатели
академии, даже не студенты, и разражался увлекательнейшими лекциями
по истории войн и военного искусства.»
А вот как вспоминает любимого педагога И.Р. Миркин:
«Всегда с исключительным интересом мы слушали историка
А. А. Преснова и старались записывать урок слово в слово,
так как то, что он преподносил, в учебниках нельзя было найти. А
когда речь шла о боях, то он даже забывал, что перед ним сидят не
курсанты или слушатели академии, и разражался увлекательнейшими
лекциями по истории войн и военного искусства».
Рожков В.Г.
Шестая (Первая) специальная артиллерийская школа. СПб., 2006.
Благово Н.В. Школа на
Васильевском. Ч II., СПб,
2009.