Главная     История     Персоны     Фотолетопись     Публикации     Новости     Музей     Гостевая книга     Контакты

Персоны

Ученики. Годы учёбы
1856-1918     1918-1937     1937-1944     1944-2009    
Педагоги. Годы работы
1856-1918     1918-1937    
1937-1944     1944-2006    



Периоды:





5.12.2018
Дорогие друзья! Оказывается есть такой праздник - День Волонтера. С удовольствием и благодарностью поздравляем вас с заслуженным статусом. В течение многих лет верой и правдой, не за страх и не за материальные блага вы помогаете благородному делу восстановления истории нашего Отечества. Благодаря вашей деятельности многие имена возвращены из небытия.  Благодарим Алию Мухамедовну Бухалову (Санкт-Петербург), Ирину Лейнонен (Лауша, Германия), Елену Артёмову (Обнинск, Россия), Ирину Михайловну Чудакову (Екатеринбург), Наталью Лачинову (Таллинн), Анатолия Валентиновича Тяжелова (Санкт-Петербург), Дмитрия Полякова (Санкт-Петербург), Ольгу Охмуш (Санкт-Петербург), Галину Лессель (Москва), Ирину Родышевцеву (Санкт-Петербург), Георгия Артемьевича Копытова (Санкт-Петербург),  Наталью Валиеву (Санкт-Петербург), Нину Вячеславовну Новикову (Санкт-Петербург), Алексея Яцеленко (Санкт-Петербург), Николая Родина (Санкт-Петербург), Татьяну Александровну Дробышеву (Москва), Наталью Грабовецкую (Новосибирск), Юлию  Тавастшерна (Санкт-Петербург),  Виктора Каганера (США), Вячеслава Савицкого (Санкт-Петербург), Алексея Феликсовича Клебанова (Москва), Ольгу Ивановну Ешалову (Санкт-Петербург), Алексея Федорова (Санкт-Петербург) и многих-многих наших друзей. Спасибо вам! Простите, если кого-то не упомянули. Мы благодарны всем!!! 







Александр Александрович Преснов
учитель истории


Одним из наиболее уважаемых и незабываемых учителей школы был преподаватель истории Александр Александрович Преснов. Вот отрывки из воспоминаний бывших спецшкольников: « — Здравствуйте, товарищи кадеты! — звонко воскликнул вошедший. Взвод растерялся от такого обращения. Помедлил, и всё-таки отозвался: — Здрасте! — Вольно! Садитесь, садитесь, друзья, — перешел на доверительный тон учитель. — Смутил вас, не так ли? Конечно же, вы не кадеты в полном смысле этого слова. Ваш социальный портрет совершенно иной. Но есть определенное сходство…» Далее преподаватель, начиная первый урок, сообщил, что «…кадетские корпуса были военно-учебными заведениями закрытого типа и существовали в России с первой трети восемнадцатого века. Сначала в них занимались лишь дворянские дети. Позже стали приниматься и дети военных, разночинцев… — А не вспомните ли, други моя, каких замечательных революционеров дали в прошлом нашему народу кадетские корпуса? — неожиданно задал вопрос историк. Взвод ответа не дал. — Эх, вы, «майские жуки», не знаете. Что ж, помогу вам и, для начала, назову лишь двоих из них: Кондратия Фёдоровича Рылеева и Валериана Владимировича Куйбышева. Кем были эти люди, надеюсь, пояснять не нужно… После сцены изумления Александр Александрович по-доброму улыбнулся и снова спросил: — Может, и за «майских жуков» обиделись?.. Нет, и правильно. Обижаться тут не на что, ибо так в конце минувшего и в начале нынешнего веков называли учеников одной из лучших петербургских гимназий, основателем которой был прогрессивный и талантливый педагог Карл Иванович Май. С осени девятьсот десятого года созданная им мужская гимназия размещалась не где-нибудь, а здесь вот, в наших стенах… Учитель истории говорил о том, что не было у «майских жуков» педагогов-мракобесов, преподавателей-черносотенцев. Все они подбирались исключительно по признакам своей научной одарённости, по особым склонностям к воспитательной работе среди юных поколений. И не случайно, что именно в мужской гимназии Мая впервые в России были заложены основы кабинетной системы обучения, что в ней ранее других было введено подлинное ученическое самоуправление…». Так, благодаря хорошо и разносторонне образованному педагогу, новые хозяева «майского» дома узнали о его славном прошлом. О том, что А. А. Преснов был действительно незаурядным человеком, можно также судить по ещё одной цитате: «Александр Александрович был блистательным рассказчиком, вчерашние семиклассники с первых же уроков не просто зачарованно слушали Преснова, но и старались записывать его слово в слово: ведь многое из того, что он преподносил, в учебниках никак сыскать не удавалось. А когда речь шла о боях, сражениях минувших времён, учитель и вовсе забывал, что перед ним ещё не слушатели академии, даже не студенты, и разражался увлекательнейшими лекциями по истории войн и военного искусства.» А вот как вспоминает любимого педагога И.Р. Миркин: «Всегда с исключительным интересом мы слушали историка А. А. Преснова и старались записывать урок слово в слово, так как то, что он преподносил, в учебниках нельзя было найти. А когда речь шла о боях, то он даже забывал, что перед ним сидят не курсанты или слушатели академии, и разражался увлекательнейшими лекциями по истории войн и военного искусства».


Рожков В.Г. Шестая (Первая) специальная артиллерийская школа. СПб., 2006.
Благово Н.В. Школа на Васильевском. Ч II., СПб, 2009.


Дополнительные материалы:


Фотолетопись:



























2009-2011 © Разработка сайта: Яцеленко Алексей