Главная     История     Персоны     Фотолетопись     Публикации     Новости     Музей     Гостевая книга     Контакты

Персоны

Ученики. Годы учёбы
1856-1918     1918-1937     1937-1944     1944-2009    
Педагоги. Годы работы
1856-1918     1918-1937    
1937-1944     1944-2006    



Периоды:





24.7.2022
На сайте размещена обновленная биографическая страничка переводчика Александра Львовича Айзенберга (Кардашинского), учившегося в гимназии К.Мая в 1910-1915 гг.
24.7.2022
На сайте размещены биографические странички участников Великой Отечественной войны: ст.лейтенанта Сергея Сергеевича Курбатова, ст.техника-лейтенанта Владимира Петровича Зотикова, ст.лейтенанта Анатолия Владимировича Волчека, ст.лейтенанта Николая Игнатьевича Михальского, капитана Ивана Ивановича Ракова, капитана Виктора Антоновича Рогачевского, инженер-капитана Аркадия Яковлевича Холмянского, инженер-капитана Николая Ивановича Чирцова, журналиста, писателя Владимира Евгеньевича Львова, капитана мед.службы Аркадия Львовича Штернберга.
4.7.2022
На сайте размещена биографическая страничка военинженера 3 ранга участника Великой Отечественной войны Бориса Борисовича Ступина, учившегося в РУ К.Мая в 1916-1918 гг.
3.7.2022
На сайте размещены биографические странички умерших в блокадном Ленинграде: инженера Кирилла Владимировича Заботкина, учившегося в нашей школе в 1920-1923 гг., Леонида Арвидовича Иогансена, учившегося в нашей школе в 1920-1921 гг.




Шмидт Георг Карлович

Георг Карлович Шмид(т)
Georg Karl Schmid

22.08.1836 – 01.08.1912

педагог
статский советник

преподавал в гимназии К. Мая древние языки
в 1870-х гг.






Георг(ий)
Карл
Шмид(т)
родился
22 августа
1836 года
в
Гёппингене
(Göppingen) в
семье
выдающегося
немецкого
педагога
Карла
Адольфа
Шмида
(Karl Adolf Schmid, 19.01.1804 – 23.05.1887) и
его
жены,
дочери
нотариуса
Фридерики
Нетних
(Friederike Nötnich), сочетавшихся
браком
в
1827 году.
В
семье
педагога
было
много
детей
– в
основном
дочери.
Георг был
старшим из трёх сыновей [1].


Подробная
биография отца-педагога Карла Адольфа Шмида изложена в великолепной
статье немецкого
евангелического теолога, библиотекаря и писателя Теодора Шотта
(Theodor
Schott,
1835-1899), на которую мы с удовольствием опирались при работе над
этим материалом [1, 2].


Профессию
педагога в семье Шмидов можно считать наследственной – отцом
Карла Адольфа тоже был учитель (Präceptor)
Шмид в вюртембергском Эбингене (Ebingen),
позднее ставший пастором в Дармсхайме (Darmsheim)
и Россваге (Roßwag)
в том же Вюртемберге. Жизнь в сельской местности в непритязательных
условиях наградила Карла Адольфа отменным здоровьем, сохранившимся до
глубокой старости, а отцовские усердие и талант педагога заложили у
мальчика фундамент основательных знаний, которые он постоянно
расширял в течение долгой жизни.



Как и многие
одарённые вюртембергские подростки того времени, Карл Адольф с
детства готовился к карьере священника, а потому в 1817-1821 годах
учился в семинарии и в 1821-1825 годах – в высшей семинарии
города Тюбингена (Tübingen).
К завершению образования он заинтересовался классической филологией
(хотя в то время преподавание этого предмета оставляло желать много
лучшего) и почувствовал призвание к профессии филолога. Внезапно, в
феврале 1825 года, умер отец, и Карлу Адольфу стало ясно, что
дальнейшая учёба в Тюбингене для него невозможна – пришлось
взять на себя заботы о матери и сестрах, и после блестяще сданного
экзамена по теологии он сразу же выдержал экзамен на звание педагога
по филологии (Präсeptoratsprüfung) и в том же 1825 году был
направлен преподавателем (Präceptor)
в латинскую школу в Бесиггейм (Бесигхайм – Besigheim.
В статье Википедии [3] указано ошибочно – «Бесингейм»).


Выдающийся
педагогический талант очень скоро сделал Карла Адольфа одним из самых
известных педагогов Германии. В 1829 году, через два года после
бракосочетания, семья переехала в Гёппинген, где К.А. Шмид сочетал
педагогическую деятельность с должностью дьякона в приходе. Именно в
Гёппингене 22 августа 1836 года родился будущий педагог школы К.Мая
Георг Карл Шмид. Через два года, в 1838 году, семья вынуждена была
переехать в Эслинген (Eßlingen),
где Карл Адольф получил должность директора латинской школы, которой
«заведовал на протяжении четырнадцати лет» [3]. Эти годы,
по его собственному признанию, были самыми прекрасными в его жизни.
Он постоянно повышал уровень своих знаний и под его энергичным
руководством латинская школа в Эслингене стала одной из самых
посещаемых школ в стране. Множество вюртембергских мальчиков мечтали
попасть в его класс, под его личное и домашнее попечение –
начиная ещё с деятельности в Бесиггейме (Бесигхайме), Шмид брал в
свой дом пансионеров, чтобы хоть как-то увеличить собственное скудное
жалование – а желание у подростков успешно сдать экзамены и
попасть в духовную семинарию после гимназии всегда было очень велико.


«В своей педагогической
деятельности <К.А.> Шмид преследовал две основные задачи: 1)
нравственное воспитание учащихся, основанное на принципах религии и
философии, и 2) основательное ознакомление с древними языками, причём
в изучении их обращалось внимание не столько на грамматические
явления и реалии, сколько на нравственное величие античного писателя
и выводимых им лиц» [3,4].


Будущий
педагог Георг Карлович провёл в Эслингене свои детские и отроческие
годы – с двухлетнего до шестнадцатилетнего возраста.


В 1852 году
его
отец, Карл Адольф Шмид, стал директором гимназии в Ульме (Ulm),
а с 1859 года возглавил гимназию в столице Вюртемберга, Штутгарте –
впервые в возрасте 55-ти лет Карл стал столичным преподавателем. «К
концу 1850-х годов считался одним из самых известных и авторитетных
педагогов Германии» [3]. Здесь он трудился в полную силу на
протяжении почти двух десятков лет, высоко почитаемый на родине и за
рубежом.



Справляться с
большими нагрузками Карлу помогали регулярные занятия физкультурой –
эта привычка сохранилась у него со времён весёлого отрочества. С
самого начала своей педагогической карьеры он придавал большое
значение физическому развитию своих воспитанников, вводил для них
занятия спортом и сам проводил их, оборудовал спортплощадки и охотно
устраивал с подопечными в свободное время как небольшие, так и
длительные прогулки.


В 1859 году по
приезде в Штутгарт он стал членом комитета местной молодёжной военной
организации, а с 1862 по 1867 годы возглавлял королевский
спортивно-педагогический колледж Вюртемберга. Во
время Франко-прусской войны
1870-1871
годов
был
ревностным
членом
Штутгартской
медицинской
(санитарной) ассоциации
и в
1871 году с
нескрываемой радостью
приветствовал
возникновение новой
(кайзеровской)
Германской
империи («принятое
в российской историографии название немецкого государства в 1871-1918
годах» [5]).


Верный по
убеждению евангелический христианин, он на протяжении многих лет
являлся членом совета церковной общины (прихода); принял участие в
составлении нового евангелического сборника псалмов – здесь в
полную силу проявилась его любовь к музыке: он сам обладал светлым
звучным тенором – и, наконец, он очень много времени посвящал
писательской деятельности.



Осенью 1875
года был широко отмечен 50-летний юбилей его педагогической
деятельности, а в 1878 году в возрасте 74 лет он вышел на пенсию и на
протяжении ещё девяти лет отдавал всё своё свободное время
писательскому творчеству [1].


«Слава
Шмида как педагога вышла за пределы его отечества: наше
<(Российское)> министерство народного просвещения неоднократно
посылало ему на рассмотрение проекты реформ учебного дела», –
сказано в словаре Брокгауза и Эфрона [4].


Его жена
умерла 3 августа 1864 года, а из шести дочерей, переживших отца, лишь
одна осталась незамужней, заботясь о нём и выхаживая его во время
болезней. Он умер от простуды 23 мая 1887 года в возрасте 83-х лет
[1].


Его
старший сын Георг Карл стал продолжателем семейных традиций –
получив образование в университетах Тюбингена и Эрлангена (1858-1859)
[6-8], он направился в Лифляндию, где с 1859 по 1861 годы преподавал
в Биркенру (Birkenruh
– Венденский уезд Лифляндской губернии, ныне община Берзайне,
Цесисский район Латвии), в 1862 году стал старшим преподавателем
(Oberlehrer)
древних языков в гимназии Аренсбурга (Arensburg
– ныне эстонский
город Курессааре).


В 1863 году
Г.К. Шмид(т) получил в Тюбингене
звание доктора филологии и философии (Dr.
phil.)
за диссертацию о жизни Квинта Курция Руфа (Quintus
Curtius
Rufus)
– «римского историка, написавшего "Историю
Александра Великого Македонского" ("Historiae
Alexandri
Magni
Macedonis") –
одно из наиболее полных жизнеописаний полководца, дошедших до наших
дней» [9]. Следует отметить, что за год до этого, в 1862 году,
философским факультетом Тюбингского университета было присвоено
звание почётного доктора философии ("Doctorwürde
honoris
causa")
его
отцу, Карлу Адольфу Шмиду, за
11-ти
томную "Энциклопедию" ("Encyklopädie
des
gesamten
Erziehungs-
und
Unterrichtswesens")
[1].


С 1864 по 1869
годы Георг(ий) Карлович трудился старшим преподавателем (Oberlehrer)
древних языков в гимназии Пярну (Pernau),
в 1869 году преподавал в районной школе Вендена (Wenden
– ныне латышский город Цесис, древне-русская Кесь). Некоторое
время проработал старшим преподавателем в Гольдингене (Goldingen
– ныне город Кулдига в Латвии) [8].


В 1870 году
Георг(ий) Карлович переехал в С.-Петербург, начав свою педагогическую
деятельность преподавателем древних языков в гимназии Карла Мая и
немецкого языка в только что открывшейся филологической гимназии при
Петербургском Императорском историко-филологическом институте (ПИФИ),
в которой прослужил по 1908 год [8], о чём свидетельствуют Адресные
книги северной столицы: «Имп. историко-филологический институтъ
и гимназия при немъ» – с 1872 и по 1912 годы Г.К. Шмид(т)
являлся наставником студентов в ПИФИ (в источниках [6,7] указан
начальный 1872 год, у Амбургера в [8] – начальный 1871 год),
проживая до 1912 года на Васильевском острове в служебной квартире
ПИФИ на Университетской набережной, дом 11 (По этому адресу в бывшем
дворце Петра II
«в 1867 году здесь открылся Императорский
историко-филологический институт, готовивший учителей для гимназий и
реальных училищ. Для новых целей здание переоборудовали архитекторы
В. И. Собольщиков и Р. Б. Бернгард. Во дворце Петра II
находились квартиры преподавателей и комнаты студентов. В 1870 году в
восточном флигеле открылась филологическая гимназия. В 1918 году
институт был преобразован в Педагогический... На основе института был
организован филологический факультет Ленинградского государственного
университета. С 1944 года здесь также размещается его восточный
факультет» [10]).



Небезинтересно
отметить, что в 1890-е годы Шмид(т) был вписан в Адресные книги как
"Шмидтъ Егоръ Карловичъ", лишь позже став "Георгiем
Карловичем", а ещё позже – "Шмидъ" без "т"
на конце – также, как и в статье о нём у Брокгауза и Эфрона
[6].


Параллельно в
течение двух десятилетий – с 1881 по 1902 годы – он
трудился старшим преподавателем (Oberlehrer)
древних языков (греческого и латинского) в училище Св. Екатерины
(Катаринен-шуле) [8,11]. Кроме того, с 1872 по 1912 годы являлся
библиотекарем Департамента народного просвещения [8].


29 декабря
1882 года Г. К. Шмид(т)у был пожалован чин статского советника.


Женат был на
Матильде Фёдоровне Гевеке (Mathilde
Geveck),
скончавшейся в С.-Петербурге в
октябре 1909 года в возрасте 65 лет, о чём сообeщалось
в немецкой газете "Санкт-Петерсбургер Цайтунг" № 279 от 9
октября 1909 года [8].


Георгий
Карлович Шмид(т) умер в Берлине 1 августа 1912 года в возрасте почти
76 лет [8].








Перечень
трудов [1,6-7]:


- диссертация
о времени жизни Квинта Курция Руфа, Тюбинген, 1862 г.;


- она же на русском языке в
"Журнале Министерства Народного Просвещения", 1874 г.;


- критические заметки к "Иону"
Еврипида (Лейпциг, 1884);


-
"Philodemea",
СПб, 1885 г. – очень остроумное и тщательное восстановление
папируса с текстом эпикурейского философа Филодема;


-
"История средних учебных заведений в России", СПб, 1878 г.,
683 стр.;


- то же на немецком языке,
Лейпциг, 1882 г.;


-
"Geschichte des höheren Mädchenschulwesens",
Лейпциг, 1886 г.;


- "Die Reform der
Universitäten nach dem Statut von 1884", анонимно, Лейпциг,
1886 г.






Работы,
помещённые Шмидом в издававшиеся его отцом Карлом Адольфом уже
упоминавшуюся 11-ти томную "Энциклопедию"
("Encyklopädie des gesamten Erziehungs- und
Unterrichtswesens") и
"Историю
педагогики"
("Die Geschichte der Erziehung vom Anfang bis auf unsere Zeit"):


- "Die vier grossen Rektoren
des XVI. Jahrhunderts und ihre Schulen (Trotzendorf, Sturm, Neander
u. Wolf)";


- "Montaigne";


- "Das Schulwesen in England
im XVI. und XVII. Jahrh.";


- "Der Pietismus und seine
Schulen";


- "Die Aufklärung in
Deutschland";


- "Der Philantropinismus
(Basedow)" и
др.






Ряд интересных
статей Шмида в "Russische
Revue",
написанных большей частью по рукописным материалам:


- "Fr.-Aug. Wolf und seine
Berufung an die Universität Charkow" (1879);


- "Das Professorinstitut in
Dorpat" (1881);


- "S. S. Uwarow und Chr. Fr.
Gräfe" (1886);


- "Goethe und Uwarow und ihr
Briefwechsel" (1887);


Joh.
Boch
in
Moskau
im
Jahre
1578" (1887 и в "Записках Императорской Академии Наук",
том V,
1901).






Также известны
три учебных пособия Г.К. Шмида по греческому языку:





-
комментированное издание "Одиссеи" (3 выпуска, СПб.,
1878-1879 гг. –
первое по времени школьное издание Гомера с объяснениями на русском
языке);


- издание
текста Гомеровских поэм ("Bibliotheca
Graeca.
Apud
A.
Suvorinum",
1880 г., 3 выпуска);


- "Syntax der griechischen
Sprache mit Uebungsbeispielen", Рига и Лейпциг, 1879 г.










Источники:

1.
Theodor Schott. "Schmid, Karl Adolf" in: Deutsche
Biographie (ADB
– Die Allgemeine
Deutsche Biographie),
Historische Commission bei der königl. Akademie der
Wissenschaften, München/Leipzig, Verlag Duncker & Humblot,
1875-1912. Band
31 (1890), S.
676-679 – Теодор Шотт. "Шмидт, Карл Адольф", статья
в: "Всеобщая Немецкая биография", издана Исторической
комиссией Баварской академии наук, под редакцией барона Рохуса фон
Лилиенкрона, напечатана в лейпцигском издательстве "Duncker
& Humblot",
том 31 (1890 г.), стр. 676-679


http://www.deutsche-biographie.de/sfz78626.html




2.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Allgemeine_Deutsche_Biographie




3.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Шмид,_Карл_Адольф



4.
https://ru.wikisource.org/wiki/ЭСБЕ/Шмид,_Карл_Адольф



5.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Германская_империя



6.
https://ru.wikisource.org/wiki/ЭСБЕ/Шмид,_Георг_Карлович



7.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Шмид,_Георг_Карл



8.
Фонд проф. Э.Н. Амбургера:
http://dokumente.ios-
regensburg.de/amburger/index.php?id=54582

Георг Карл Шмид;

9.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Квинт_Курций_Руф



10.
http://walkspb.ru/zd/univer_nab11.html
– Дворец Петра II
(Университетская наб., дом 11);

11.
Magnus von Lingen "Denkschrift zu dem 50jährigen Bestehen
der Kirchenschule der evangelisch-lutherischen St.
Katharinen-Gemeinde". Pg.
1915. S.
127 – Магнус фон Линген "Памятная книга к 50-летию
существования церковной школы (Катаринен-шуле)
евангелическо-лютеранского прихода Св. Екатерины (Катаринен-кирхе)",
Петроград, 1915 г., с. 127.







Информационную
страницу подготовили И. Лейнонен ©
(Лауша, Германия) и М.Т. Валиев ©
(С.-Петербург).

21.04.2016




Дополнительные материалы:

Фотолетопись:
Поиск педагогов школы





21.08
День рождения выпускника нашей школы, действ. чл. АН Бел ССР М.А. Ельяшевича
01.09
День рождения бывшего ученика нашей школы, бригадного интенданта РККА, Александра Леонидовича Апухтина
20.09
День рождения бывшего ученика нашей школы, контр-адмирала Иосифа Васильевича Коссовича



















2009-2020 ©
Разработка и сопровождение сайта
Яцеленко Алексей