Главная     История     Персоны     Фотолетопись     Публикации     Новости     Музей     Гостевая книга     Контакты

Персоны

Ученики. Годы учёбы
1856-1918     1918-1937     1937-1944     1944-2009    
Педагоги. Годы работы
1856-1918     1918-1937    
1937-1944     1944-2006    



Периоды:





3.12.2024
На сайте размещена биографическая страничка лейтенанта Сергея Андреевича Мальчевского, учившегося в нашей школе в 1944-1953 гг.
3.12.2024
На сайте размещена биографическая страничка врача Василия Васильевича Котельникова, учившегося в гимназии К.Мая в 1910-1916 гг.
2.12.2024
На сайте размещена биографическая страничка инженер-капитана 2 ранга, к.т.н. Валентина Леонидовича Лобысева, учившегося в нашей школе в 1950-1953 гг.
27.11.2024
Обращаем внимание на неплохую статью, посвященную школе Карла Мая "Как учили в одной из легендарных школ дореволюционного Петербурга — Карла Мая"




Шмидт Георг Карлович

Георг Карлович Шмид(т)
Georg Karl Schmid

22.08.1836 – 01.08.1912

педагог
статский советник

преподавал в гимназии К. Мая древние языки
в 1870-х гг.






Георг(ий)
Карл
Шмид(т)
родился
22 августа
1836 года
в
Гёппингене
(Göppingen) в
семье
выдающегося
немецкого
педагога
Карла
Адольфа
Шмида
(Karl Adolf Schmid, 19.01.1804 – 23.05.1887) и
его
жены,
дочери
нотариуса
Фридерики
Нетних
(Friederike Nötnich), сочетавшихся
браком
в
1827 году.
В
семье
педагога
было
много
детей
– в
основном
дочери.
Георг был
старшим из трёх сыновей [1].


Подробная
биография отца-педагога Карла Адольфа Шмида изложена в великолепной
статье немецкого
евангелического теолога, библиотекаря и писателя Теодора Шотта
(Theodor
Schott,
1835-1899), на которую мы с удовольствием опирались при работе над
этим материалом [1, 2].


Профессию
педагога в семье Шмидов можно считать наследственной – отцом
Карла Адольфа тоже был учитель (Präceptor)
Шмид в вюртембергском Эбингене (Ebingen),
позднее ставший пастором в Дармсхайме (Darmsheim)
и Россваге (Roßwag)
в том же Вюртемберге. Жизнь в сельской местности в непритязательных
условиях наградила Карла Адольфа отменным здоровьем, сохранившимся до
глубокой старости, а отцовские усердие и талант педагога заложили у
мальчика фундамент основательных знаний, которые он постоянно
расширял в течение долгой жизни.



Как и многие
одарённые вюртембергские подростки того времени, Карл Адольф с
детства готовился к карьере священника, а потому в 1817-1821 годах
учился в семинарии и в 1821-1825 годах – в высшей семинарии
города Тюбингена (Tübingen).
К завершению образования он заинтересовался классической филологией
(хотя в то время преподавание этого предмета оставляло желать много
лучшего) и почувствовал призвание к профессии филолога. Внезапно, в
феврале 1825 года, умер отец, и Карлу Адольфу стало ясно, что
дальнейшая учёба в Тюбингене для него невозможна – пришлось
взять на себя заботы о матери и сестрах, и после блестяще сданного
экзамена по теологии он сразу же выдержал экзамен на звание педагога
по филологии (Präсeptoratsprüfung) и в том же 1825 году был
направлен преподавателем (Präceptor)
в латинскую школу в Бесиггейм (Бесигхайм – Besigheim.
В статье Википедии [3] указано ошибочно – «Бесингейм»).


Выдающийся
педагогический талант очень скоро сделал Карла Адольфа одним из самых
известных педагогов Германии. В 1829 году, через два года после
бракосочетания, семья переехала в Гёппинген, где К.А. Шмид сочетал
педагогическую деятельность с должностью дьякона в приходе. Именно в
Гёппингене 22 августа 1836 года родился будущий педагог школы К.Мая
Георг Карл Шмид. Через два года, в 1838 году, семья вынуждена была
переехать в Эслинген (Eßlingen),
где Карл Адольф получил должность директора латинской школы, которой
«заведовал на протяжении четырнадцати лет» [3]. Эти годы,
по его собственному признанию, были самыми прекрасными в его жизни.
Он постоянно повышал уровень своих знаний и под его энергичным
руководством латинская школа в Эслингене стала одной из самых
посещаемых школ в стране. Множество вюртембергских мальчиков мечтали
попасть в его класс, под его личное и домашнее попечение –
начиная ещё с деятельности в Бесиггейме (Бесигхайме), Шмид брал в
свой дом пансионеров, чтобы хоть как-то увеличить собственное скудное
жалование – а желание у подростков успешно сдать экзамены и
попасть в духовную семинарию после гимназии всегда было очень велико.


«В своей педагогической
деятельности <К.А.> Шмид преследовал две основные задачи: 1)
нравственное воспитание учащихся, основанное на принципах религии и
философии, и 2) основательное ознакомление с древними языками, причём
в изучении их обращалось внимание не столько на грамматические
явления и реалии, сколько на нравственное величие античного писателя
и выводимых им лиц» [3,4].


Будущий
педагог Георг Карлович провёл в Эслингене свои детские и отроческие
годы – с двухлетнего до шестнадцатилетнего возраста.


В 1852 году
его
отец, Карл Адольф Шмид, стал директором гимназии в Ульме (Ulm),
а с 1859 года возглавил гимназию в столице Вюртемберга, Штутгарте –
впервые в возрасте 55-ти лет Карл стал столичным преподавателем. «К
концу 1850-х годов считался одним из самых известных и авторитетных
педагогов Германии» [3]. Здесь он трудился в полную силу на
протяжении почти двух десятков лет, высоко почитаемый на родине и за
рубежом.



Справляться с
большими нагрузками Карлу помогали регулярные занятия физкультурой –
эта привычка сохранилась у него со времён весёлого отрочества. С
самого начала своей педагогической карьеры он придавал большое
значение физическому развитию своих воспитанников, вводил для них
занятия спортом и сам проводил их, оборудовал спортплощадки и охотно
устраивал с подопечными в свободное время как небольшие, так и
длительные прогулки.


В 1859 году по
приезде в Штутгарт он стал членом комитета местной молодёжной военной
организации, а с 1862 по 1867 годы возглавлял королевский
спортивно-педагогический колледж Вюртемберга. Во
время Франко-прусской войны
1870-1871
годов
был
ревностным
членом
Штутгартской
медицинской
(санитарной) ассоциации
и в
1871 году с
нескрываемой радостью
приветствовал
возникновение новой
(кайзеровской)
Германской
империи («принятое
в российской историографии название немецкого государства в 1871-1918
годах» [5]).


Верный по
убеждению евангелический христианин, он на протяжении многих лет
являлся членом совета церковной общины (прихода); принял участие в
составлении нового евангелического сборника псалмов – здесь в
полную силу проявилась его любовь к музыке: он сам обладал светлым
звучным тенором – и, наконец, он очень много времени посвящал
писательской деятельности.



Осенью 1875
года был широко отмечен 50-летний юбилей его педагогической
деятельности, а в 1878 году в возрасте 74 лет он вышел на пенсию и на
протяжении ещё девяти лет отдавал всё своё свободное время
писательскому творчеству [1].


«Слава
Шмида как педагога вышла за пределы его отечества: наше
<(Российское)> министерство народного просвещения неоднократно
посылало ему на рассмотрение проекты реформ учебного дела», –
сказано в словаре Брокгауза и Эфрона [4].


Его жена
умерла 3 августа 1864 года, а из шести дочерей, переживших отца, лишь
одна осталась незамужней, заботясь о нём и выхаживая его во время
болезней. Он умер от простуды 23 мая 1887 года в возрасте 83-х лет
[1].


Его
старший сын Георг Карл стал продолжателем семейных традиций –
получив образование в университетах Тюбингена и Эрлангена (1858-1859)
[6-8], он направился в Лифляндию, где с 1859 по 1861 годы преподавал
в Биркенру (Birkenruh
– Венденский уезд Лифляндской губернии, ныне община Берзайне,
Цесисский район Латвии), в 1862 году стал старшим преподавателем
(Oberlehrer)
древних языков в гимназии Аренсбурга (Arensburg
– ныне эстонский
город Курессааре).


В 1863 году
Г.К. Шмид(т) получил в Тюбингене
звание доктора филологии и философии (Dr.
phil.)
за диссертацию о жизни Квинта Курция Руфа (Quintus
Curtius
Rufus)
– «римского историка, написавшего "Историю
Александра Великого Македонского" ("Historiae
Alexandri
Magni
Macedonis") –
одно из наиболее полных жизнеописаний полководца, дошедших до наших
дней» [9]. Следует отметить, что за год до этого, в 1862 году,
философским факультетом Тюбингского университета было присвоено
звание почётного доктора философии ("Doctorwürde
honoris
causa")
его
отцу, Карлу Адольфу Шмиду, за
11-ти
томную "Энциклопедию" ("Encyklopädie
des
gesamten
Erziehungs-
und
Unterrichtswesens")
[1].


С 1864 по 1869
годы Георг(ий) Карлович трудился старшим преподавателем (Oberlehrer)
древних языков в гимназии Пярну (Pernau),
в 1869 году преподавал в районной школе Вендена (Wenden
– ныне латышский город Цесис, древне-русская Кесь). Некоторое
время проработал старшим преподавателем в Гольдингене (Goldingen
– ныне город Кулдига в Латвии) [8].


В 1870 году
Георг(ий) Карлович переехал в С.-Петербург, начав свою педагогическую
деятельность преподавателем древних языков в гимназии Карла Мая и
немецкого языка в только что открывшейся филологической гимназии при
Петербургском Императорском историко-филологическом институте (ПИФИ),
в которой прослужил по 1908 год [8], о чём свидетельствуют Адресные
книги северной столицы: «Имп. историко-филологический институтъ
и гимназия при немъ» – с 1872 и по 1912 годы Г.К. Шмид(т)
являлся наставником студентов в ПИФИ (в источниках [6,7] указан
начальный 1872 год, у Амбургера в [8] – начальный 1871 год),
проживая до 1912 года на Васильевском острове в служебной квартире
ПИФИ на Университетской набережной, дом 11 (По этому адресу в бывшем
дворце Петра II
«в 1867 году здесь открылся Императорский
историко-филологический институт, готовивший учителей для гимназий и
реальных училищ. Для новых целей здание переоборудовали архитекторы
В. И. Собольщиков и Р. Б. Бернгард. Во дворце Петра II
находились квартиры преподавателей и комнаты студентов. В 1870 году в
восточном флигеле открылась филологическая гимназия. В 1918 году
институт был преобразован в Педагогический... На основе института был
организован филологический факультет Ленинградского государственного
университета. С 1944 года здесь также размещается его восточный
факультет» [10]).



Небезинтересно
отметить, что в 1890-е годы Шмид(т) был вписан в Адресные книги как
"Шмидтъ Егоръ Карловичъ", лишь позже став "Георгiем
Карловичем", а ещё позже – "Шмидъ" без "т"
на конце – также, как и в статье о нём у Брокгауза и Эфрона
[6].


Параллельно в
течение двух десятилетий – с 1881 по 1902 годы – он
трудился старшим преподавателем (Oberlehrer)
древних языков (греческого и латинского) в училище Св. Екатерины
(Катаринен-шуле) [8,11]. Кроме того, с 1872 по 1912 годы являлся
библиотекарем Департамента народного просвещения [8].


29 декабря
1882 года Г. К. Шмид(т)у был пожалован чин статского советника.


Женат был на
Матильде Фёдоровне Гевеке (Mathilde
Geveck),
скончавшейся в С.-Петербурге в
октябре 1909 года в возрасте 65 лет, о чём сообeщалось
в немецкой газете "Санкт-Петерсбургер Цайтунг" № 279 от 9
октября 1909 года [8].


Георгий
Карлович Шмид(т) умер в Берлине 1 августа 1912 года в возрасте почти
76 лет [8].








Перечень
трудов [1,6-7]:


- диссертация
о времени жизни Квинта Курция Руфа, Тюбинген, 1862 г.;


- она же на русском языке в
"Журнале Министерства Народного Просвещения", 1874 г.;


- критические заметки к "Иону"
Еврипида (Лейпциг, 1884);


-
"Philodemea",
СПб, 1885 г. – очень остроумное и тщательное восстановление
папируса с текстом эпикурейского философа Филодема;


-
"История средних учебных заведений в России", СПб, 1878 г.,
683 стр.;


- то же на немецком языке,
Лейпциг, 1882 г.;


-
"Geschichte des höheren Mädchenschulwesens",
Лейпциг, 1886 г.;


- "Die Reform der
Universitäten nach dem Statut von 1884", анонимно, Лейпциг,
1886 г.






Работы,
помещённые Шмидом в издававшиеся его отцом Карлом Адольфом уже
упоминавшуюся 11-ти томную "Энциклопедию"
("Encyklopädie des gesamten Erziehungs- und
Unterrichtswesens") и
"Историю
педагогики"
("Die Geschichte der Erziehung vom Anfang bis auf unsere Zeit"):


- "Die vier grossen Rektoren
des XVI. Jahrhunderts und ihre Schulen (Trotzendorf, Sturm, Neander
u. Wolf)";


- "Montaigne";


- "Das Schulwesen in England
im XVI. und XVII. Jahrh.";


- "Der Pietismus und seine
Schulen";


- "Die Aufklärung in
Deutschland";


- "Der Philantropinismus
(Basedow)" и
др.






Ряд интересных
статей Шмида в "Russische
Revue",
написанных большей частью по рукописным материалам:


- "Fr.-Aug. Wolf und seine
Berufung an die Universität Charkow" (1879);


- "Das Professorinstitut in
Dorpat" (1881);


- "S. S. Uwarow und Chr. Fr.
Gräfe" (1886);


- "Goethe und Uwarow und ihr
Briefwechsel" (1887);


Joh.
Boch
in
Moskau
im
Jahre
1578" (1887 и в "Записках Императорской Академии Наук",
том V,
1901).






Также известны
три учебных пособия Г.К. Шмида по греческому языку:





-
комментированное издание "Одиссеи" (3 выпуска, СПб.,
1878-1879 гг. –
первое по времени школьное издание Гомера с объяснениями на русском
языке);


- издание
текста Гомеровских поэм ("Bibliotheca
Graeca.
Apud
A.
Suvorinum",
1880 г., 3 выпуска);


- "Syntax der griechischen
Sprache mit Uebungsbeispielen", Рига и Лейпциг, 1879 г.










Источники:

1.
Theodor Schott. "Schmid, Karl Adolf" in: Deutsche
Biographie (ADB
– Die Allgemeine
Deutsche Biographie),
Historische Commission bei der königl. Akademie der
Wissenschaften, München/Leipzig, Verlag Duncker & Humblot,
1875-1912. Band
31 (1890), S.
676-679 – Теодор Шотт. "Шмидт, Карл Адольф", статья
в: "Всеобщая Немецкая биография", издана Исторической
комиссией Баварской академии наук, под редакцией барона Рохуса фон
Лилиенкрона, напечатана в лейпцигском издательстве "Duncker
& Humblot",
том 31 (1890 г.), стр. 676-679


http://www.deutsche-biographie.de/sfz78626.html




2.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Allgemeine_Deutsche_Biographie




3.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Шмид,_Карл_Адольф



4.
https://ru.wikisource.org/wiki/ЭСБЕ/Шмид,_Карл_Адольф



5.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Германская_империя



6.
https://ru.wikisource.org/wiki/ЭСБЕ/Шмид,_Георг_Карлович



7.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Шмид,_Георг_Карл



8.
Фонд проф. Э.Н. Амбургера:
http://dokumente.ios-
regensburg.de/amburger/index.php?id=54582

Георг Карл Шмид;

9.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Квинт_Курций_Руф



10.
http://walkspb.ru/zd/univer_nab11.html
– Дворец Петра II
(Университетская наб., дом 11);

11.
Magnus von Lingen "Denkschrift zu dem 50jährigen Bestehen
der Kirchenschule der evangelisch-lutherischen St.
Katharinen-Gemeinde". Pg.
1915. S.
127 – Магнус фон Линген "Памятная книга к 50-летию
существования церковной школы (Катаринен-шуле)
евангелическо-лютеранского прихода Св. Екатерины (Катаринен-кирхе)",
Петроград, 1915 г., с. 127.







Информационную
страницу подготовили И. Лейнонен ©
(Лауша, Германия) и М.Т. Валиев ©
(С.-Петербург).

21.04.2016




Дополнительные материалы:

Фотолетопись:
Поиск педагогов школы





04.12
День рождения бывшего ученика и педагога нашей школы, чл.-корр. СПб АН, О.Д.Хвольсона.
09.12
День рождения выпускника нашей школы, революционера, члена ЦК партии меньшевиков А.Э.Дюбуа
15.12
День рождения бывшего ученика нашей школы, морского офицера А.А.Абазы
19.12
День рождения выпускника и второго директора нашей школы В. А.Кракау



















2009-2020 ©
Разработка и сопровождение сайта
Яцеленко Алексей