Главная     История     Персоны     Фотолетопись     Публикации     Новости     Музей     Гостевая книга     Контакты

Персоны

Ученики. Годы учёбы
1856-1918     1918-1937     1937-1944     1944-2009    
Педагоги. Годы работы
1856-1918     1918-1937    
1937-1944     1944-2006    



Периоды:





5.12.2018
Дорогие друзья! Оказывается есть такой праздник - День Волонтера. С удовольствием и благодарностью поздравляем вас с заслуженным статусом. В течение многих лет верой и правдой, не за страх и не за материальные блага вы помогаете благородному делу восстановления истории нашего Отечества. Благодаря вашей деятельности многие имена возвращены из небытия.  Благодарим Алию Мухамедовну Бухалову (Санкт-Петербург), Ирину Лейнонен (Лауша, Германия), Елену Артёмову (Обнинск, Россия), Ирину Михайловну Чудакову (Екатеринбург), Наталью Лачинову (Таллинн), Анатолия Валентиновича Тяжелова (Санкт-Петербург), Дмитрия Полякова (Санкт-Петербург), Ольгу Охмуш (Санкт-Петербург), Галину Лессель (Москва), Ирину Родышевцеву (Санкт-Петербург), Георгия Артемьевича Копытова (Санкт-Петербург),  Наталью Валиеву (Санкт-Петербург), Нину Вячеславовну Новикову (Санкт-Петербург), Алексея Яцеленко (Санкт-Петербург), Николая Родина (Санкт-Петербург), Татьяну Александровну Дробышеву (Москва), Наталью Грабовецкую (Новосибирск), Юлию  Тавастшерна (Санкт-Петербург),  Виктора Каганера (США), Вячеслава Савицкого (Санкт-Петербург), Алексея Феликсовича Клебанова (Москва), Ольгу Ивановну Ешалову (Санкт-Петербург), Алексея Федорова (Санкт-Петербург) и многих-многих наших друзей. Спасибо вам! Простите, если кого-то не упомянули. Мы благодарны всем!!! 





Дмитрий Васильевич Ройтман

15.10.1872 – 23.12.1911

преподаватель математики и космографии

в школе К.Мая в 1898-1911 гг.




===






Безусловно, одной из ярких личностей среди педагогов «золотого века» гимназии К.Мая был выпускник ташкентской гимназии и физико-математического факультета Петербургского университета Дмитрий Васильевич Ройтман [1]. Свои уроки, будь то алгебра или космография, арифметика или геометрия, он проводил вдохновенно и изобретательно, к детям относился с нескрываемой любовью, чем заслужил у многих поколений учившихся у него добродушное прозвище «Дядя Митя» [2].
Дмитрий Васильевич активно участвовал в жизни школы, пользовался у коллег большим авторитетом, летом 1904 г., когда В.А. Кракау был в отпуске, исполнял обязанности директора,. Для желающих расширить свой кругозор он проводил в школе чтения с волшебным фонарём, которые охотно посещались многими учениками. Темы лекций, увлекательно прочитанных им только в 1902/1903 учебном году — «О подводных работах», «О машиностроении», «Об электрических двигателях», «О телеграфе», «О подводном телеграфе между Европой и Америкой», — свидетельствуют о широком диапазоне его знаний. Помимо лекций, он непременно проводил экскурсии в Пулковскую обсерваторию, которые всегда вызывали большой интерес учеников, помогали им в постижении азов космографии, как тогда называли астрономию. Его знания не ограничивались точными науками, он отлично рисовал, неплохо музицировал, сочинял стихи, очень любил и понимал природу.
Особо надо сказать о его увлечении философией. После того, как Дмитрий Васильевич прочёл книгу «Ценность жизни» немецкого философа-идеалиста Евгения Дюринга (1833–1921), он написал автору письмо, содержащее ряд вопросов. Возникшая вслед за этим дружеская переписка вызвала в свою очередь появление в школе философского кружка, в котором происходило обсуждение различных взглядов, в том числе и марксистских. Так скромный учитель математики способствовал развитию духовного просвещения своих учеников, умению мыслить не только самостоятельно, но и критически.
В сфере философии Дмитрий Васильевич отдавал предпочтение учению Е.Дюринга. Признавая непривлекательность некоторых личных черт Дюринга (его пристрастность в критике, антисемитизм и т.д.), Ройтман, тем не менее, выступал пропагандистом его философской, эстетической и литературно-критической концепции, полагая, что немецкий философ построил стройное здание мировоззрения, которое способно действовать на чувство при исключительной строгости и надёжности своих основных начал.
Опыт своей педагогической деятельности Д.В. Ройтман воплотил в трёх написанных им в 1905–1910 гг. учебниках по геометрии и космографии, а также в целом ряде популярных очерков, в 1911 г. выпустил книгу «Евгений Дюринг — основатель нового жизнерадостного духовного руководительства». Он читал лекции в Женском педагогическом институте, давал уроки в Учительском институте, читал публичные лекции в Лиговском народном доме, на заводе Нобеля и в Народном отделе Санкт-Петербургской вольной высшей школы, проводил занятия в народных и рабочих аудиториях.
К глубокому прискорбию всей школы, поражённый тяжёлым недугом, он рано ушёл из жизни, однако незадолго до кончины успел написать послание школе, которое трудно читать без волнения. Вот его заключительные строки: «Нигде, кроме гимназии Мая, не встречал я столько сочувственного понимания и искреннего желания успеха всякому доброму педагогическому начинанию; нигде, кроме гимназии Мая, не видел я такой светлой, бескорыстной, дружеской радости по поводу каждого достигнутого мною успеха. Нигде, кроме гимназии Мая, нигде я не наблюдал такой ещё превосходной питательной среды для созревания всякой доброй педагогической идеи. Да живёт же и да процветает гимназия Мая! Пусть искреннее искание добра и правды, неустанный труд, неугасимый огонь идеала, взаимное доброжелательство, поддержка и стойкая дружная работа её соратников ведут её, как и прежде, по пути совершенства, обеспечивая ей долгую, славную педагогическую жизнь. Ваш глубоко преданный вам товарищ “Дядя Митя”, 23 ноября 1911 г.» [3 ]. 

Дмитрий Васильевич скончался 23 декабря 1911 года. Похоронен на Смоленском православном кладбище.

Этот учитель оставил о себе настолько яркий след в жизни школы, что в 1914 г. был выпущен сборник «Памяти Дмитрия Васильевича Ройтмана» [4], где на 232 (!) страницах его бывшие ученики делились своими воспоминаниями, одно из которых очень точно характеризует этого прекрасного педагога: «В период же гимназической жизни Дмитрий Васильевич был нам дорог как человек, который раскрыл нам глаза на громадную область неизвестного нам дотоле знания, который дал пищу нашим духовным запросам, помог нам ближе разобраться в вопросах жизни и уяснить себе наше место в мире и в обществе».
Педагогический журнал опубликовал рецензию на сборник, содержащую, в частности, такие слова: «Причины появления такого сборника в силе личности Ройтмана, оцененной его друзьями и учениками ещё до полного раскрытия её. <…> Ройтман замечателен именно как человек-учитель». Отметим, что подписана рецензия очень скромно: «Один из друзей» [5].

Благодарственный сборник очерков учеников о любимом учителе является лучшим признанием его трудов и заслуг.

Сочинения:

Евгений Дюринг как литературный критик и его новый критический приём. СПб., 1899;
Курс космографии. СПб., 1899;
Евгений Дюринг, основатель жизнедеятельного руководства. Систематическое изложение всех его основных учений, исследований и открытий. К пятидесятилетию литературной деятельности реформатора, мыслителя и исследователя (1861-1911). СПб.; 1911.

Источники:

1. ЦГИА СПб, ф. 144, оп. 2, д. 87
2. Благово Н. В. Школа на Васильевском острове. Ч. 1. СПб., Наука, 2005.
3. С.-Петербургская гимназия и реальное училище К. Мая в 1910–1911 учебном году. СПб., 1911. Сс. 6–7.
4. Памяти Дмитрия Васильевича Ройтмана. СПб.: Типолит. "Энергия", 1914.
5. Памяти Дмитрия Васильевича Ройтмана // Русская школа. Пг., 1914. № 7–8. Июль–август. III раздел. Сс. 60–62.
6. Пустарнаков В.Ф. Университетская философия в России. Идеи. Персоналии. Основные центры. – СПб.: Изд-во Русского Христианского гуманитарного института, 2003. – 919 стр.

Материал информационной странички сайта основан на книге Н.В.Благово. Школа на Васильевском острове. Ч.2.СПб., Наука, 2009. 

Благодарим И.Л. Лейнонен (Лауша, Германия) за помощь в подготовке материала.

Информационную страницу сайта подготовил М.Т. Валиев


Дополнительные материалы:


Фотолетопись:



























2009-2011 © Разработка сайта: Яцеленко Алексей