Главная     История     Персоны     Фотолетопись     Публикации     Новости     Музей     Гостевая книга     Контакты

Персоны

Ученики. Годы учёбы
1856-1918     1918-1937     1937-1944     1944-2009    
Педагоги. Годы работы
1856-1918     1918-1937    
1937-1944     1944-2006    



Периоды:





17.8.2019
16 августа 2019 г. в музее истории школы К.Мая состоялась уникальная встреча трёх потомков известной семьи Серк, пять представителей которой учились в гимназии К.Мая. Впервые встретились правнучки учеников школы Оскара и Акселя Серк - Наталья Георгиевна Грабовецкая из Новосибирска, Елена Эдуардовна Бочкаркева из Москвы и Наталья Петровна Краубнер из Санкт-Петербурга. В очередной раз нам удалось соединить ветви одного рода. Состоялся обмен родственной информацией. В музей переданы ценные раритеты. Мы уверены в счастливом и продуктивном сотрудничестве.





Эмиль Эрнестович Лямбек

08.01.1875 – 19.01.1917

методист

учитель немецкого языка

преподавал в гимназии К.Мая в 1904 – 1907 гг.



С удовольствием предлагаем Вашему вниманию прекрасную работу профессора С.-Петербургского Государственного университета, доктора педагогических наук Леонида Викторовича Московкина, любезно предоставленную автором в распоряжение нашего музея. Работа содержит исчерпывающий биографический и профессиональный очерк об одном из лучших преподавателей немецкого языка не только в гимназии К.Мая, но и, можно смело сказать, в России периода начала ХХ века. Работа Л.В. Московкина была полностью опубликована в 2007 году в материалах XXXV международной филологической конференции [16]: 
«Петербургский методист Эмиль Эрнестович Лямбек
Одним из наиболее интересных российских методистов начала ХХ века, специалистов в области обучения иностранным языкам, был Эмиль Эрнестович Лямбек, учитель немецкого языка, автор ряда известных научно-методических трудов. Э.Э. Лямбек родился 8 января 1875 года в г. Вильне. В 1893 году он с золотой медалью окончил курс 2-й Виленской гимназии и поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета. В 1897 году окончил его с дипломом первой степени по славяно-русскому разряду. Был оставлен при университете для подготовки к профессуре по славянской филологии. Изучал южнославянские языки, совершил научную поездку на Балканский полуостров. Его первые научные труды были связаны со славянской филологией. Э.Э. Лямбек был полиглотом. Он прекрасно знал немецкий язык, свободно говорил на нем, хорошо знал древние языки и преподавал их. Одна из его первых учебно-методических работ представляла собой учебное пособие по древнегреческому языку [5]. По свидетельству А.И. Лященко [10], Э.Э. Лямбек изучал французский и английский, а также искусственные языки (эсперанто, идо). Интересно, что в беседах с коллегами он часто высказывал актуальную для сегодняшнего дня идею межкультурного взаимодействия, основанную на знании языков.
 В 1901 году Э.Э. Лямбек выдержал при Петербургском университете экзамен на право преподавания немецкого языка в гимназиях и с того времени работал учителем немецкого языка на Демидовских курсах и в Покровской женской гимназии, в гимназиях д-ра Видемана и К. Мая, в Петровском училище Санкт-Петербургского купеческого общества и в других средних учебных заведениях Санкт-Петербурга. В это же время он начал интересоваться методикой преподавания иностранных языков. Он становится активным членом, а затем секретарем самого известного методического объединения Санкт-Петербурга – Отдела иностранных языков Педагогического музея военно-учебных заведений. Он организует обсуждения учебной и методической литературы, сам принимает активное участие в дискуссиях. Он знакомится с новыми учебниками и методическими пособиями, пишет рефераты и отзывы, статьи по актуальным проблемам преподавания иностранных языков, которые публикует в журналах «Русская школа» и «Педагогический сборник» [6; 7; 8]. Кроме того, под псевдонимами А.Ф., Л-к Э., О-р-ъ, Э.Л. он публикует статьи в журналах «Коммерческий вестник», «Школа и жизнь», «Труды курсов учителей средней школы» [11]. Через некоторое время он становится одним из самых авторитетных методистов Санкт-Петербурга, и его приглашают для чтения лекций по методике в женскую гимназию М.А. Лохвицкой-Скалон, в Санкт-Петербургский педагогический институт и на Педагогические курсы иностранных языков Демидовской женской гимназии.
Много лет Э.Э Лямбек работал над объемным методическим трудом – «Лекции по методике преподавания языка вообще и иностранных в частности», самым фундаментальным отечественным методическим трудом начала ХХ века [9]. Книга эта чрезвычайно современна. Отметим некоторые ее особенности:
1. В ней приводится научное обоснование методики, описываются связи методики с дидактикой, лингвистикой и психологией. При этом позиции автора полностью соответствуют современным представлениям о связи методики с этими науками.
2. Э.Э. Лямбек пишет о разграничении общей и частных методик обучения языкам, предвосхищая, в частности, идею Н.М. Шанского [15] о лингводидактике как об общей теории обучения языкам.
3. Впервые в отечественной методической литературе дается подробное описание и анализ методов обучения, а также методических направлений и школ XIX века. В советское время методы обучения стали объектом научных исследований лишь в 40-е годы ХХ века [14].
4. В книге Э.Э. Лямбека впервые описаны факторы, влияющие на выбор метода обучения: 1) цель, 2) учащиеся, 3) учащие, 4) характер и разновидность языка, 5) официальные предписания, 6) мода [9: 101-106]. В советской методике подобные факторы исследуются лишь в 70-е годы ХХ века [2].
5. Впервые в российской методике Э.Э. Лямбек рассматривает вопрос о специфике обучения иностранному языку в специальных учебных заведениях (коммерческих и реальных училищах). Только в 60-е годы ХХ века отечественные методисты начинают разрабатывать эти идеи в рамках концепций обучения иностранному языку в неязыковых вузах.
6. Впервые рассматривается вопрос о способах построении методических описаний. Э.Э. Лямбек пишет: «Способ изложения нашей методики может быть двоякий: а) можно говорить отдельно о каждом из методических средств, а именно об обучении произношению, об усвоении запаса слов и выражений, о разговорных упражнениях, об усвоении грамматики, о письме – и притом исчерпывающим образом и б) можно говорить последовательно о преподавании начальном (лицам, не знающим данного иностранного языка вообще), продолжающем (лицам, имеющим элементарные сведения по этому языку) и заключительном (лицам, овладевшим языком до известной степени), и тогда придется говорить об обучении произношению, об усвоении запаса слов и выражений по три раза. Этот второй способ удобен, так как лицам, вступающим на педагогическое поприще, приходится преподавать иностранный язык не только с самого начала, но также вести дальше класс, уже занимавшийся то большее, то меньшее число лет этим языком, а поэтому они нуждаются в указаниях именно этого рода» [9]. Отметим, что вопрос о способах построения методических описаний, в отечественной методике после Э.Э. Лямбека специально не рассматривался.
7. Э.Э. Лямбек выбирает второй способ изложения методики и дает описание трех ступеней обучения – младшей, средней и старшей, соответствующих трем уровням владения языком. Он специально указывает, что эти уровни не зависят от классов, так как изучение иностранных языков может быть и домашним. Интересно, что концепция уровней владения языком в европейской методике начинает разрабатываться с 70-х годов ХХ века, а в отечественной – только с 90-х гг. [1: 129].

Научные взгляды Э.Э. Лямбека следует рассматривать в контексте методической ситуации начала ХХ века, для которой было характерным противостояние концепций обучения письменной и устной речи: концепции грамматико-переводного метода и концепции прямого метода. Э.Э. Лямбек хорошо их знал: он обучался в гимназии и в университете по грамматико-переводному методу, а, работая в методических объединениях Санкт-Петербурга, тщательно исследовал прямой метод. Знание достоинств и недостатков каждой концепции привело его к мысли о необходимости объединения лучших сторон этих методов с целью обучения и устной речи, и письменной. И это тоже было предвосхищением современных методических концепций [4].
Э.Э. Лямбек полагал, что необходимо начинать преподавать иностранный язык с обучения устной речи. На младшей ступени обучения чтение и письмо должны занимать подчиненное место по отношению к устной речи, на средней ступени роль чтения будет возрастать: оно «должно находиться на равном положении с разговором», на старшей ступени чтение должно преобладать. Равным образом, постепенно должна меняться и роль грамматики: на младшей ступени обучения должна преобладать скрытая, а на средней – явная (систематическая) грамматика. Будет меняться и роль домашних заданий: на младшей ступени учащиеся будут выполнять то, что им задает учитель, на средней и старшей должны преобладать творческие виды работ. Старшая ступень обучения в большей степени филологизирована – предполагается, что учащиеся будут не только развивать свои умения в чтении, устной речи и письме на иностранном языке, но и изучать элементы стилистики. Иными словами, Э.Э. Лямбек описал концепцию преподавания иностранного языка (своего рода смешанный метод), в которой обучение начинается с овладения устной речи, а затем постепенно начинает возрастать роль чтения и письма. Следует отметить, что многие современные концепции школьного обучения иностранному языку, вузовского обучения русскому языку как иностранному базируются именно на этой идее. Э.Э. Лямбек так и не успел издать свою книгу. Ему удалось лишь выпустить в 1916 году литографический вариант рукописи (литографические записки), и благодаря этому его «Лекции» стали широко известными. К сожалению, эта книга, как и имя ее автора, в наше время совершенно не знакомы не только преподавателям, но и методистам. На работы Э.Э. Лямбека ссылаются лишь немногие ученые, занимающиеся историей методики преподавания иностранных языков [2; 12; 13].

Э.Э. Лямбек умер от воспаления легких в Петрограде 19 января 1917 года. В 1918 году преподаватели и воспитанники Петровского училища, в котором он работал штатным преподавателем немецкого языка, опубликовали книгу «Медный всадник. Сборник петровцев. Вып. 1», в которой содержались воспоминания о нем его сослуживца, преподавателя русской словесности А.И. Лященко [10], и его бывшего ученика, подписавшегося псевдонимом И. Г-въ [3]. Из этих воспоминаний следует, что Э.Э. Лямбек был не только талантливым преподавателем и выдающимся методистом, но и прекрасным человеком, оставившим о себе добрую память. 

Литература 

1. Балыхина Т.М., Клобукова Л.П., Корчагина Е.Л. т др. Российская система тестирования по РКИ: современное состояние и перспективы развития // Русское слово в мировой культуре. Пленарные заседания. Сборник докладов. Том II. СПб., 2003.
2. Витлин Ж.Л. Обучение взрослых иностранному языку. М., 1978.
3. Г-в И. Памяти Лямбека // Медный всадник: Сборник петровцев. Вып. 1. Пг., 1918. 
4. Григорьева В.П., Зимняя И.А., Мерзлякова В.А. и др. Взаимосвязанное обучение видам речевой деятельности. М., 1985.
5. Лямбек Э.Э. Слова и выражения к 1-й песне Одиссеи Гомера, расположенные в порядке греческого текста. С алфавитным указателем. СПб., 1900.
6. Лямбек Э.Э. Иностранные языки в средней школе // Русская школа. 1907. № 5-6, 9.
7. Лямбек Э.Э. Иностранные языки в средней школе // Русская школа. 1908. № 9-11.
8. Лямбек Э.Э. К вопросу о преподавании иностранных языков // Педагогический сборник. 1911. № 7-12.
9. Лямбек Э.Э. Лекции по методике преподавания языка вообще и иностранных в частности. Пг., 1916.
10. Лященко А.И. Э.Э. Лямбек // Медный всадник: Сборник петровцев. Вып. 1. Пг., 1918.
11. Масаилов И.Ф. Словарь псевдонимов. Т. 4. М., 1960.
12. Миролюбов А.А. История отечественной методики обучения иностранным языкам. М., 2002. 
13. Основные направления в методике преподавания иностранных языков в XIX-XX вв. / Под ред. И.В. Рахманова. М., 1972. 
14. Рахманов И.В. Очерк по истории методики преподавания новых западноевропейских иностранных языков. М., 1947.
15. Шанский Н.М. Русская лингводидактика и языкознание // Русский язык в школе. 1976. № 6.
16. М
осковкин Л.В. Петербургский методист Э. Э. Лямбек // XXXV международная филологическая конференция. Мат-лы секции истории филолог. ф-та. - СПб., Филолог. ф-т СПбГУ, 2007. - С. 14-18»



Искренне благодарим Леонида Викторовича за безупречную работу и бережное отношение к памяти талантливого педагога Э.Э. Лямбека.


Дополнительные материалы:


Фотолетопись:


01.09 День рождения бывшего ученика нашей школы, бригадного интенданта РККА, Александра Леонидовича Апухтина

20.09 День рождения бывшего ученика нашей школы, художника Ф.Ф.Беренштама

20.09 День рождения бывшего ученика нашей школы, контр-адмирала Иосифа Васильевича Коссовича

22.09 День рождения школы Карла Мая

09.10 День рождения выпускника нашей школы, чл. кор. АН Каз ССР Н.Л.Бубличенко

09.10 День рождения выпускника нашей школы, дейст. чл. АХ, Н.К.Рериха


























2009-2011 © Разработка сайта: Яцеленко Алексей