Главная     История     Персоны     Фотолетопись     Публикации     Новости     Музей     Гостевая книга     Контакты

Персоны

Ученики. Годы учёбы
1856-1918     1918-1937     1937-1944     1944-2009    
Педагоги. Годы работы
1856-1918     1918-1937    
1937-1944     1944-2006    



Периоды:





10.7.2020
«Служители Мельпомены в школе Карла Мая». В Музее истории школы Карла Мая к Дню Театрального работника была подготовлена выставка «Служители Мельпомены в школе Карла Мая».
7.7.2020
На сайте размещены биографические странички участников Великой Отечественной войны, учившихся в 6 САШ: Михаила Емельяновича Легеева, Михаила Яковлевича Лифсона, Валентина Алексеевича Львова, Бориса Тимофеевича Малышева, Юрия Леонидовича Маттисона, Владимира Борисовича Полянского, Григория Андреевича Форсунова, Алексея Сергеевича Хованского, Николая Федоровича Щербакова.
6.7.2020
На сайте размещены биографические странички участников Великой Отечественной войны, учеников 6 САШ: Николая Дмитриевича Киченко, Григория Михайловича Кожевникова, Егора Артамоновича Кондратьева, Алексея Владимировича Крамарева.
5.7.2020
На сайте размещена обновленная биографическая страничка геолога-угольщика Павла Павловича Бутова, окончившего нашу школу в 1937 г.




Головань Владимир Александрович


08.06.1870 – 11.1942

историк-медиевист
искусствовед
преподаватель
фалерист
главный библиотекарь Эрмитажа (1919-1931 гг).

преподавал историю в школе К.Мая

Фотография – ЦГИА СПб Фонд 14.  Опись 3.  Дело 26574
Владимир Александрович Головань родился 8 июня 1870 г. первенцем в Красном Селе Петербургской губернии в семье Александра Захаровича и Прасковьи Панкратьевны Голованей. В семье, кроме Владимира, росли три его брата – Сергей (1872–1927), Александр и Павел (18.08.1880 – 26.04.1915), и две сестры – Мария (ок.1869 – ?) и Елизавета (1877– после 1904).
Отец Владимира, Александр Захарович Головань (?–до 1904), крестьянин, старший вахтер Красносельских провиантских магазинов, кантонист «из солдатских детей Таврической губернии, награжденный медалями за походы Турецкой войны». Последние двадцать лет он служил под Санкт-Петербургом и вышел в 1878 г. в отставку, получив первый гражданский чин коллежского регистратора.
Среднее образование Владимир получил в Императорской Николаевской Царскосельской гимназии [1]. После окончания гимназии в 1888 г. стал студентом историко-филологического факультета С.-Петербургского университета [2]. За время обучения в университете В.А. Головань прослушал курсы греческого и латинского языков, литературы, истории древностей, философии, всеобщей истории, русской истории, истории славянских народов, истории церкви, теории и истории искусств. В 1894 году Головань, окончив университет, при содействии профессора Васильевского, был оставлен при университете для приготовления к профессорскому званию. В 1890-1910-х гг. Головань предпринял ряд заграничных поездок в Италию, Германию, Австрию, Францию. Владимир Александрович довольно свободно говорил на итальянском языке, мог объясниться на французском н немецком, знал английский и испанский языки. В 1909-1911 гг. работал в Национальной библиотеке Франции, занимаясь историей книжных миниатюр.
Спустя годы Головань писал, что именно «двухлетнее пребывание в Италии 1903-1905 гг. вызвало его решение в конце концов покинуть изучение всеобщей истории и окончательно отдаться разработке вопросов истории и теории изобразительных искусств» [3]. Начиная с середины 1890-х годов В.А. Головань преподавал в средних учебных заведениях Петербурга: в гимназиях А.Я. Гуревича, К. Мая, кн. Оболенской, Мариинской женской гимназии, школе Левицкой в Царском Селе.
Обширные знания В.А. Голованя в области истории итальянского искусства были востребованы в 1907 и 1912 гг. в учебных экскурсиях для слушательниц Высших женских курсов. Инициатор и руководитель этих экскурсий выдающийся историк и, кстати, тоже педагог гимназии К.Мая, И.М. Гревс (04.05.1860 – 16.05.1941), описывая поездку 1907 г., высоко оценивал помощь встретивших группу в Италии М.А. Полиевктова (тоже учителя истории в школе Карла Мая!) и В.А. Голованя. Особо он отмечал их приверженность идеям искусствоведов новой французской школы о влиянии северных — германских, французских и нидерландских источников на итальянское искусство эпохи Возрождения. В воспоминаниях современников сохранились записи об участии Голованя и в поездке 1912 г. В частности, ценные сведения и личных и профессиональных качествах Владимира Александровича содержат заметки об экскурсии 1912 г., хранящиеся в фонде И.М. Гревса в ПФА РАН.
Об «эстетических идеях» и «методических приемах» своего коллеги Иван Михайлович отзывался так: «На первый план он выдвигал интерес формально-стилевого момента (светотени и краски, линии, композиции и т. д.)». И.М. Гревс с уважением вспоминал, как Владимир Александрович «тщательно подготавливался глубокий вечером при помощи книг, которых он взял с собою целую библиотечку. Это вызывало в нас благодарность и сочувствие, в некоторых даже восторг. Его известность как «хорошего знатока и талантливого преподавателя», была одной из причин, по которой Голованя пригласили для этой работы.

С 1895 по 1920 г. преподавал в гимназии кн. Оболенской (впоследствии 41, 11, 16-я трудовая школа). В 1907-1918 гг. читал курсы по истории искусства и быта на драматических курсах при Петербургском театральном училище, проводил со студентами училища занятия в залах Эрмитажа. Стоял у основания Института истории искусств В.П. Зубова, читал в нем в 1913-1919 гг. курсы "Введение в изучение рукописей позднего средневековья"; "Итальянская пластика XII-XIV вв."; "Итальянская пластика накануне Возрождения"; "Введение в изучение французской миниатюрной живописи позднего Средневековья", "Введение в изучение искусства", проводил практические занятия и семинары по дисциплине, которую он определял, как "общую теорию искусства".
В 1914 г. работал в Публичной библиотеке, описал и сделал фотокопии миниатюр XIII в. фонда западноевропейских иллюминированных рукописей.
В 1918-1919 гг. читал курсы по "Введению в изучение искусства. Курс практической эстетики" на летних курсах для преподавателей средних и высших учебных заведений. До 1927 гг. состоял членом факультета истории изобразительного искусства ГИИИ, профессором по кафедре средневекового искусства, заведовал фотолабораторией.

С июня 1917 г. был принят в Эрмитаж ассистентом при Отделении драгоценностей с откомандированием в Отделение Средних веков и эпохи Возрождения, с января 1919 г. был назначен заведующим библиотекой Эрмитажа, участвовал в описании библиотеки, приобретении книг и других ценностей для Эрмитажа.

На заседании Совета Эрмитажа 26 февраля 1919 г. В.А. Головань, уже как руководитель библиотеки, представил ряд разработанных им мер к упорядочению библиотечного фонда и составлению инвентарного и систематического каталога. Он считал необходимым переписать весь не занесенный в инвентари отделений и разбросанный по разным местам материал, книги и фотографии; продублировать библиотечные карточки. Новый библиотекарь предложил прекратить на месяц выдачу книг на дом и потребовать возвращения книг тем, кто уезжал в отпуск. Кроме того, для учета фондов посоветовал определить в библиотекари Картинной галереи, Отделении гравюр и рисунков, Средних веков и эпохи Возрождения, древностей, глиптики и в историческую библиотеку по одному научному сотруднику специально для библиотечных работ и еще одного сотрудника для учета фотографий. Совет Эрмитажа согласился с планами Голованя и предложил ввести в штатное расписание на 1920 г. такие должности, как «заведующий объединенной библиотекой - 1, библиотекарь - 1, помощники библиотекаря - 4».
В 1921 — 1935 гг. В.А. Головань был профессором университета по кафедре истории и теории изобразительного искусства [4].
С 1922 г., в связи с вступлением в действие нового Устава Института, научно-исследовательская деятельность Разряда получила дальнейшее свое развитие и приняла более систематический характер, Владимир Александрович начал работу над своей работой «Теория искусства и отграничение ее от истории искусства»...
С 1924 г. Головань жил на набережной 9 января (Дворцовая, 32) в доме, заселенном эрмитажниками. В справке об имущественном положении времени его выхода на пенсию Головань указывал, что вместе с матерью он занимал «квартиру из 1/2 большой и одной полутемной комнаты, владел необходимом квартирной обстановкой и небольшой научного характера библиотекой».
В дальнейшем штаты библиотеки Эрмитажа были увеличены. В 1927г… отвечая на вопросы анкеты, предназначенной для составления «Справочника научных библиотек Ленинграда», Головань определял численность своих сотрудников так: 1917-0, 1927-9 человек постоянных сотрудников, 2-технических. Сам главный библиотекарь являлся руководителем работы всех отделений, ведал пополнением библиотеки как приобретением книг путем выписки из-за границы для всего музея, так и отбором книжных фондов различных собраний, производил обмен изданиями с учреждениями и отдельными лицами в пределах СССР к за границей, составлял сметы, производственные планы и отчеты».
Известны и бытовые трудности 1920-х гг. - работа библиотеки проходила в крайне неблагоприятных условиях. Например, зимой 1920 г. температура в рабочих помещениях библиотеки доходила до 7 градусов.

В 1929 г. в эрмитажных дискуссиях В.А. Головань выступал против догматического понимания марксизма. В секретной докладной записке в Гпавнауку НКП от 20. 06. 1929 г. заместитель директора музея Н.И. Забрежнев описал, как на том самом заседании, посвященном «выявлению классовой сущности», выступил В.А. Головань, развивавший мысль, что марксизм — отнюдь не научная теории и что сами марксисты „признают героев", считая героем Карла Маркса, сочинившего марксизм».

Естественно, подобные заявления не могли остаться незамеченными и в июле 1931 г. В.А. Головань был уволен. Но и после ухода он не порывал связей с Эрмитажем, передавал в библиотеку свои книги. Приблизительно в то же время Владимир Александрович был уволен и с исторического факультета Университета.

Его ученик вспоминал позднее:
"На первом курсе теорию искусств читал Владимир Александрович Головань — умный и знающий преподаватель, но, на беду свою, открытый противник материалистической философии. Так что его лекции очень часто состояли в опровержении материалистических концепций с идеалистических — или, скорее, «аполитичных» — позиций. В конце 20-х годов, если не ошибаюсь, Владимира Александровича арестовали. Но еще до этого ему пришлось оставить курсы. Его сменил Богаевский».

Нельзя сбрасывать со счетов и того факта, что его родной брат, герой Порт-Артура Сергей Головань был белым офицером и находился в эмиграции.
В. А Головань сожалел о "крахе" своей научно-теоретической жизни и «крайне неудачливо сложившейся» научно-литературной деятельности.

Тем не менее, имя В.А. Голованя осталось в истории отечественной культуры. В. А. Головань заложил теоретические основы новой научной дисциплины и искал свой путь в науке; он отдал немало сил воспитанию нескольких поколений отечественных искусствоведов. Владимир Александрович Головань внес весомый вклад в создание Научной библиотеки Государственного Эрмитажа, руководя ею на этапе её становления в 1919-1931 гг. Во многом благодаря сформированным тогда фондам, принципиальным и методическим установкам, библиотека Эрмитажа сегодня стала такой, какой мы её ценим –универсальной искусствоведческой библиотекой.

В. А. Головань разделил судьбу сотен тысяч ленинградцев. Он скончался в середине ноября 1942 года.

Брат Владимира Александровича, Павел Александрович Головань (15.08.1881 – 26.04.1915) закончил Императорскую Николаевскую Царскосельскую гимназию [1] и физико-математический факультет Петроградского университета по разряду естественных наук. Окончив университет, занялся педагогической деятельностью и преподавал в учебных заведениях и, в частности, в восьмиклассном коммерческом училище в Сестрорецке. С открытием военных действий в 1914 году прапорщик запаса Лейб-гвардии Стрелкового ЕВ батальона Павел Головань был призван в apмию. Служил в 295-ом пехотном Свирском полку. Был награждён Орденами Св. Станислава III-й степени с мечами и бантом, Св. Анны III-й степени с мечами и бантом, Св. Анны IV-й степени с надписью за храбрость. Павел погиб на поле брани в возрасте 35 лет 26 апреля 1915 года при взятии высоты 823, д. Липовицы. В Первой мировой войне принимал участие и второй брат Владимира, Сергей…

Благодарим нашего коллегу Елену Ильиничну Виноградову (Иркутск) за помощь в составлении Биографической страницы.

Источники
1.Сведения об Императорской Николаевской Царскосельской гимназии за 1898-1899 учебный год
2. ЦГИА СПб. Ф.14. Оп.3. Д. 26574. 1899. Головань Владимир Александрович
3. А. Б. Кузьмичева (Государственный Эрмитаж). В. А. Головань — главный библиотекарь Государственного Эрмитажа / Сборник докладов XI Царскосельской научной конференции "Хранители". 28–30 ноября 2005 года.
4. Зубов В. П. Страдные годы России: Воспоминания о революции (1917-1925) / сост., подгот. текста, вступ. ст. и коммент. Т. Д. Исмагуловой — М.: Индрик, 2004. — 320 с.: ил.
5. ЦГИА СПб. Ф.14. Оп.3. Д.36950. 1899. Головань Павел Александрович
6. Благово Н. В. Школа на Васильевском острове. Ч. 1. СПб., Анатолия, 2013.
7. «Царскосельское дело» № 19 пятница 8 мая 1915 года.
8.ЦГИА СПб.  Ф.15.  Оп.2.  Д.284 Головань В.А.
9. Сайт «Царское село»  
10.https://bioslovhist.spbu.ru/histschool/1687-golovan-vladimir-aleksandrovich.html

Биографическую страницу сайта подготовили М.Т.Валиев  и Т.Ю. Бровкина (оба Санкт-Петербург) ©.  
23.03.2020

При использовании материалов ссылка на статью обязательна в виде: «М.Т. Валиев, Т.Ю. Бровкина. Биографическая страничка Владимира Александровича Голованя – URL: http://www.kmay.ru/sample_pers.phtml?n=3719 (дата обращения)» 



Дополнительные материалы:

Фотолетопись:
Поиск педагогов школы


07.07
День рождения выпускника нашей школы, действ. чл. АХ СССР О.Г.Верейского
12.07
День рождения бывшего ученика нашей школы, контр-адмирала, писателя, В.А.Петровского
22.07
День рождения выпускника нашей школы, действ. чл. АХ СССР В.А.Леняшина
21.08
День рождения выпускника нашей школы, действ. чл. АН Бел ССР М.А. Ельяшевича





















2009-2020 ©
Разработка и сопровождение сайта
Яцеленко Алексей