Главная        История        Персоны        Фотолетопись        Публикации        Новости        Музей        Гостевая книга        Контакты       

Персоны

Ученики. Годы учёбы
1856 - 1918     1918 - 1937     1937 - 1944     1944 - 2009    
Педагоги. Годы работы



Периоды:














Александр Августович Герке

            1878-1954
 
преподавал историю в гимназии К.Мая
в 1911-1919 г.г.
 
потомственный дворянин






В 1905 г. (?) на место преподавателя истории в школу К. Мая поступил Александр Августович Герке. К этому времени он имел чин титулярного советника, аттестат ИМПЕРАТОРСКОГО Училища Правоведения (1899 г.) и диплом исторического отделения историко-филологического факультета Петербургского университета (1904 г.). После окончания университета А.А. Герке был оставлен на кафедре для подготовки к профессуре, однако, за участие в студенческих волнениях был лишён стипендии, вынужден был покинуть университет и нашёл своё место в педагогическом коллективе гимназии К. Мая.
 
В 1907 г. Александр Августович сочетался браком с Маргаритой Михайловной Загарской (1879–1950), дочерью врача М.А. Загарского, который, в свою очередь, был женат на сестре известной революционерки С.Л. Перовской (1853—1881). Для Маргариты Михайловны это был второй брак. Вполне естественно, что дети А.А. Герке – родной сын, Алексей Александрович Герке (1907–1992), и приёмный сын, Александр Васильевич Фурсенко (1903-1975), учились в школе К. Мая. Александр Фурсенко поступил в шестой класс реального училища К. Мая накануне революции, осенью 1917 г., а по завершении среднего образования был принят на биологическое отделение физико-математического факультета Университета. Со временем стал одним из крупнейших учёных палеонтологов, доктором геолого-минералогических наук, профессором, а с 1950 г. членом-корреспондентом АН Белоруссии. Алексей Александрович Герке учился в школе К. Мая с 1915 по 1918 г., впоследствии стал известным микропалеонтологом. Более подробную информацию о сыновьях А.А. Герке можно прочитать на соответствующих страницах сайта.
 
Приведём небольшой отрывок, посвященный А.А. Герке, из книги Н.В. Благово «Школа на Васильевском острове»:
 
«… Открывая дебаты, А.А. Герке сказал, что, по его мнению, религиозно-нравственное воспитание должно быть понимаемо не только в догматическом смысле, но и, в не меньшей степени, — в этическом, религиозное чувство нужно постоянно развивать, опираясь, прежде всего, на семью. М.П. Чернышёв оппонировал докладчику и не считал, что уроки Закона Божьего должны занимать первое место в школе по затратам времени и уж тем более недопустимо как-то пытаться воздействовать на родителей в вопросах религии. С.А. Порецкий подчеркнул, что в основу воспитания следует положить нравственное начало, Закон Божий надо рассматривать как предмет получения знаний, обсуждение религиозных вопросов с учащимися должно допускать полную свободу мнений. Он также обратил внимание присутствующих на тот факт, что учебники по этому предмету написаны тяжёлым языком, излишне обременяют память и потому трудны для восприятия. Ему вторил Н.М. Соколов, предлагавший улучшить наглядность преподавания, организовать кружки, проводить специальные беседы на религиозные темы и т.д. С точки зрения В.Н. Кораблёва, в школе издавна уделялось мало внимания религиозно-нравственному воспитанию, в то время как законоучитель и его предмет должны занимать первенствующее положение. Не соглашаясь с предшественником, А.Л. Липовский, резюмируя обсуждение, подчеркнул, что в школе всегда велась непрерывная работа по вопросам обучения и воспитания, при этом Закон Божий всегда являлся равноправным предметом обучения, задача которого — воспитание в детях сердечного отношения к Богу, веры в добро и стремления к добру. На следующем заседании, 25 февраля, рассматривался доклад А.А. Герке и М.Г. Горохова «О воспитании и обучении как задачах школы»; в нём авторы обосновывали обучение как основную задачу школы, отдавая определяющую роль воспитания семье. Однако большинство членов педсовета (лишь один против) придерживались иного взгляда и в принятом решении обучение и воспитание признаны равноценными и неразделимыми сторонами единого педагогического процесса. Кроме этого, были чётко сформулированы положения, определяющие то или другое понятие. По мнению педагогов школы К. Мая, обучение — это: «1. Ответы на умственные запросы ученика и развитие его мышления, понимания окружающего; 2. Сообщение систематических согласованных знаний; 3. Пробуждение самодеятельности в самостоятельном умственном труде; 4. Сообщение методов в работе; 5. Пробуждение потребности в научном мировоззрении». Воспитание же включает в себя: «1. Отыскание, пробуждение и укрепление всех духовных сил и способностей личности; 2. Развитие чувств: религиозного, нравственного, патриотического и эстетического; 3. Укрепление воли, выработка характера; 4. Использование общественной среды школы для развития у детей привычек к систематическому самостоятельному труду и труду в условиях общественности; 5. Воспитание личности самоопределяющейся, то есть постоянно заботящейся о самовоспитании, проверяющей свои идеалы, борющейся с внутренними противоречиями».
Стоит упомянуть и о прекрасных страницах воспоминаний Льва Успенского о гимназии К.Мая, в которых неоднократно и упоминается имя А.А. Герке.
 
 В 1914 г. в школьном ежегоднике была опубликована статья А.А. Герке «О применении наглядности в преподавании истории».
 
После Октябрьской революции Александр Августович стал преподавать в 190-ой трудовой школе (бывшая гимназия Лентовской). В эту же школу в 1922 г. был переведён сын Алексей. В 1925 г. Александр Августович стал заведующим школой.
В 1938 г. принимал участие в создании Государственного Чечено-Ингушского педагогического института в Грозном (Приказ наркома просвещения РСФСР за №359 от 5 марта 1938 года), где преподавал историю вплоть до окончания Отечественной войны. После возвращения в Ленинград семья столкнулась с серьёзными бытовыми проблемами…
 
Источники:
Н.Л. Пашенный. Императорское Училище Правоведения и Правоведы в годы мира, войны и смуты. Издание Комитета Правоведской Кассы. Мадрид, 1967, 457 с.
Н.В. Благово. Школа на Васильевском острове. СПб., 2005. Ч. 1.
В.К. Голубцов. Жизнь и научная деятельность А.В. Фурсенко, .5-47. В кн.
В.К. Голубцов и др. Стратиграфические и палеонтологические исследования в Белоруссии. Минск, Наука и техника, 1978, 248 с.
Лев Успенский. Записки старого петербуржца. Лениздат, 1970
Б.С. Виноградов Как начинался наш ВУЗ в городе Грозном. Вопросы Северокавказской истории. Сборник научных статей Вып. 6. Часть II. Под редакцией академика МАИ и АИП, профессора В.Б.Виноградова. Армавир – 2001

 
Информационную страницу сайта подготовил М.Т. Валиев




Дополнительные материалы:


Фотолетопись:


11.08 День рождения выпускника нашей школы, профессора А.А.Кракау

21.08 День рождения выпускника нашей школы, действ. чл. АН Бел ССР М.А. Ельяшевича

25.08 День рождения выпускника нашей школы, академика архитектуры А.А. Бруни

01.09 День рождения бывшего ученика нашей школы, бригадного интенданта РККА, Александра Леонидовича Апухтина

20.09 День рождения бывшего ученика нашей школы, художника Ф.Ф.Беренштама

20.09 День рождения бывшего ученика нашей школы, контр-адмирала Иосифа Васильевича Коссовича


























2009-2011 © Разработка сайта: Яцеленко Алексей
Главная        История        Персоны        Фотолетопись        Публикации        Музей        Гостевая книга        Контакты