.
Александр Августович Герке родился в Санкт-Петербурге 24 сентября 1878 года в лютеранской дворянской семье тайного советника, сенатора Августа Герке. Род Герке происходил из Чехии, отец Александра был известным адвокатом, выступавшим в ряде громких политических процессов. В 1896 г. после окончания с золотой медалью курса 3-ей С.-Петербургской гимназии поступил в третий класс Императорского училища правоведения (выпуск 1899 г.). Продолжил обучение на историко-филологическом факультете С.- Петербургского университета и после завершения курса наук в 1904 г. был оставлен на кафедре для приготовления к профессорскому званию по кафедре русской истории. Однако, из-за участия в студенческих волнениях был лишен стипендии. В 1905 г. поступил на место преподавателя истории в школу К. Мая. Кроме этого, преподавал историю в 1904- 1905 гг. - в Екатерининском училище, в 1906-1912 гг. - в гимназии Ю. С. Ивановой. В гимназии К.И. Мая служил до 1920 г. В 1920-1922 гг. работал в Ольгинской трудовой школе в .Лахте, в 1922-1930 гг.- в 190-й трудовой школе, куда был назначен директором, в 1930-1934 гг. - заведовал учебной частью рабфака Автодорожного института.
Приведём небольшой отрывок, посвященный А.А. Герке, из книги Н.В. Благово «Школа на Васильевском острове»: «… Открывая дебаты, А.А. Герке сказал, что, по его мнению, религиозно-нравственное воспитание должно быть понимаемо не только в догматическом смысле, но и, в не меньшей степени, — в этическом, религиозное чувство нужно постоянно развивать, опираясь, прежде всего, на семью. М.П. Чернышёв оппонировал докладчику и не считал, что уроки Закона Божьего должны занимать первое место в школе по затратам времени и уж тем более недопустимо как-то пытаться воздействовать на родителей в вопросах религии. С.А. Порецкий подчеркнул, что в основу воспитания следует положить нравственное начало, Закон Божий надо рассматривать как предмет получения знаний, обсуждение религиозных вопросов с учащимися должно допускать полную свободу мнений. Он также обратил внимание присутствующих на тот факт, что учебники по этому предмету написаны тяжёлым языком, излишне обременяют память и потому трудны для восприятия. Ему вторил Н.М. Соколов, предлагавший улучшить наглядность преподавания, организовать кружки, проводить специальные беседы на религиозные темы и т.д. С точки зрения В.Н. Кораблёва, в школе издавна уделялось мало внимания религиозно-нравственному воспитанию, в то время как законоучитель и его предмет должны занимать первенствующее положение. Не соглашаясь с предшественником, А.Л. Липовский, резюмируя обсуждение, подчеркнул, что в школе всегда велась непрерывная работа по вопросам обучения и воспитания, при этом Закон Божий всегда являлся равноправным предметом обучения, задача которого — воспитание в детях сердечного отношения к Богу, веры в добро и стремления к добру. На следующем заседании, 25 февраля, рассматривался доклад А.А. Герке и М.Г. Горохова «О воспитании и обучении как задачах школы»; в нём авторы обосновывали обучение как основную задачу школы, отдавая определяющую роль воспитания семье. Однако большинство членов педсовета (лишь один против) придерживались иного взгляда и в принятом решении обучение и воспитание признаны равноценными и неразделимыми сторонами единого педагогического процесса. Кроме этого, были чётко сформулированы положения, определяющие то или другое понятие. По мнению педагогов школы К. Мая, обучение — это: «1. Ответы на умственные запросы ученика и развитие его мышления, понимания окружающего; 2. Сообщение систематических согласованных знаний; 3. Пробуждение самодеятельности в самостоятельном умственном труде; 4. Сообщение методов в работе; 5. Пробуждение потребности в научном мировоззрении». Воспитание же включает в себя: «1. Отыскание, пробуждение и укрепление всех духовных сил и способностей личности; 2. Развитие чувств: религиозного, нравственного, патриотического и эстетического; 3. Укрепление воли, выработка характера; 4. Использование общественной среды школы для развития у детей привычек к систематическому самостоятельному труду и труду в условиях общественности; 5. Воспитание личности самоопределяющейся, то есть постоянно заботящейся о самовоспитании, проверяющей свои идеалы, борющейся с внутренними противоречиями».
Стоит упомянуть и о прекрасных страницах воспоминаний Льва Успенского о гимназии К.Мая, в которых неоднократно и упоминается имя А.А. Герке. В 1914 г. в школьном ежегоднике была опубликована статья А.А. Герке «О применении наглядности в преподавании истории».
В 1907 г. Александр Августович сочетался браком с Маргаритой Михайловной Загарской (1879–1950), дочерью врача М.А. Загарского, который, в свою очередь, был женат на сестре известной революционерки С.Л. Перовской (1853—1881). Для Маргариты Михайловны это был второй брак. Вполне естественно, что дети А.А. Герке – родной сын, Алексей Александрович Герке (1907–1992), и приёмный сын, Александр Васильевич Фурсенко (1903-1975), учились в школе К. Мая. Александр Фурсенко поступил в шестой класс реального училища К. Мая накануне революции, осенью 1917 г., а по завершении среднего образования был принят на биологическое отделение физико-математического факультета Университета. Со временем стал одним из крупнейших учёных палеонтологов, доктором геолого-минералогических наук, профессором, а с 1950 г. членом-корреспондентом АН Белоруссии. Алексей Александрович Герке учился в школе К. Мая с 1915 по 1918 г., впоследствии стал известным микропалеонтологом. Более подробную информацию о сыновьях А.А. Герке можно прочитать на соответствующих страницах сайта.
Александр Августович ушел на пенсию по инвалидности в 1934 г. В том же году переехал в г. Грозный, где преподавал в школе, а с 1938 г. был приглашен на кафедру истории только что организованного Чечено-Ингушского педагогического института (Приказ наркома просвещения РСФСР за №359 от 5 марта 1938 года), где преподавал историю вплоть до окончания Отечественной войны. В 1945-1947 гг. читал также лекции и проводил консультации в Высшей партийной школе при Грозненском обкоме ВКП (б).
Александр Августович ушел на пенсию по инвалидности в 1934 г. В том же году переехал в г. Грозный, где преподавал в школе, а с 1938 г. был приглашен на кафедру истории только что организованного Чечено-Ингушского педагогического института (Приказ наркома просвещения РСФСР за №359 от 5 марта 1938 года), где преподавал историю вплоть до окончания Отечественной войны. В 1945-1947 гг. читал также лекции и проводил консультации в Высшей партийной школе при Грозненском обкоме ВКП (б).
Летом 1947 г. Александр Августович вернулся в Ленинград. С 14 октября 1947 г. по ходатайству своего бывшего ученика по гимназии К.Мая В. С. Люблинского был зачислен временно в РНБ для приема и обработки новых поступлений. Работал с небольшими перерывами до конца сентября 1950 г. Первоначально его обязанности включали в себя инвентаризацию, расстановку, подбор многотомных изданий, проверку на дублетность. Постепенно освоил весь спектр библиотечных и библиографических работ.
29 сентября 1950 г. Александр Августович уволился из РНБ. Скончался 27 сентября 1954 г. Похоронен на Серафимовском кладбище в Петербурге.
Награжден медалью "За доблестный труд в Великой Отеч. войне 1941-1945".
ЦГИА СПб ф.355 оп.1 д.765
Н.Л. Пашенный. Императорское Училище Правоведения и Правоведы в годы мира, войны и смуты. Издание Комитета Правоведской Кассы. Мадрид, 1967.
Н.В. Благово. Школа на Васильевском острове. СПб., 2005. Ч. 1.
В.К. Голубцов. Жизнь и научная деятельность А.В. Фурсенко, .5-47. В кн. В.К. Голубцов и др. Стратиграфические и палеонтологические исследования в Белоруссии. Минск, Наука и техника, 1978.
Лев Успенский. Записки старого петербуржца. Лениздат, 1970
Б.С. Виноградов Как начинался наш ВУЗ в городе Грозном. Вопросы Северокавказской истории. Сборник научных статей Вып. 6. Часть II. Под редакцией академика МАИ и АИП, профессора В.Б.Виноградова. Армавир – 2001
ОАД РНБ. Ф. 10/1; Ф. 10/2.
Информационную страницу сайта подготовил М.Т. Валиев