Главная     История     Персоны     Фотолетопись     Публикации     Новости     Музей     Гостевая книга     Контакты

Персоны

Ученики. Годы учёбы
1856-1918     1918-1937     1937-1944     1944-2009    
Педагоги. Годы работы
1856-1918     1918-1937    
1937-1944     1944-2006    



Периоды:





23.4.2024
Дорогие друзья и коллеги! В сборнике материалов конференции "Право на имя. 2023 г." опубликована статья о бывшем ученике гимназии К.Мая архитекторе А.А.Бруни: М.Т. Валиев. Академик архитектуры Александр Александрович Бруни (1860-1911) // Право на имя. Биографика 20 века. СПб.: Фонд Иофе, 2024. C. 3-13.
15.4.2024
На сайте размещена неординарная биографическая страничка Александра Николаевича Муратова, учившегося в гимназии К.Мая в 1901-1902 гг.
9.4.2024
На сайте размещены биографические странички братьев Вычегжаниных: художника Петра Владимировича Вычегжанина, учившегося в нашей школе в 1918-1924 гг. и участника Великой Отечественной войны Георгия Владимировича Вычегжанина, учившегося в нашей школе в 1917-1924 гг.
9.4.2024
В течение нескольких лет наш коллега, Михаил Иванович Еременко ( Санкт-Петербург), передаёт нам информацию о захоронениях бывших учеников и педагогов школы в Колумбарии при Санкт-Петербургском Крематории. Благодаря Михаилу Ивановичу найдены десятки мест упокоения. В очередном письме мы получили информацию о дате кончины и месте упокоения участника Великой Отечественной войны Михаила Сергеевича Якубова (1908 - 1984) . Благодарим Михаила Ивановича за важный и бекорыстный труд по увековечиванию памяти наших соотечественников.




Боровский Михаил Григорьевич

Михаил Григорьевич Боровский
Michal Borowski

22.12.1896 - 21.07.1968

офицер ВМФ

учился в гимназии К.Мая в 1906–1911 гг.

Михаил Боровский родился в Санкт-Петербурге 22 декабря 1896 г. Отец – Григорий Эдуардович (12.03.1859-?) – русский военно-морской офицер-судостроитель, инженер-механик подполковник. Мать – Ядвига урожд. Корвин-Шимановская. В семье было пять детей:
– Вацлав Боровский (1888–1961) – профессор экономики, преподавал в Виленском университете затем в Высшей Школе Морской Торговли в Гдыне.
– Ян Боровский (25.2.1890–25.11.1966) – архитектор, реставратор памятников в Виленском крае, первый воеводский реставратор в Гданьске, профессор архитектуры в Политехническом институте в Гданьске.
Об остальных детях информации нет.
Михаил происходил из старинного польского рода Боровских. Род известен с 1343 года. Его прапрадед Ян Себастьянович Боровский в начале 19 века женился на Людвике Каменской сестре Людвика Каменского, который в 1819–1823 годах был вице-губернатором Минской губернии. Ян Боровский поселился в Вилейском уезде купив имение Юнцевичи. Его старший сын – прадед Михаила – Константин стал родоначальником дисненской ветки рода Боровских, имения Стефанполь и деревни Радюки. Младший сын Антоний (Антон Иванович) стал продолжателем Вилейской ветви рода.
Дядя – Боровский Северин Эдуардович (08.01.1864–1935) –русский военно-морской деятель, инженер-механик, генерал-майор. Участник Русско-японской войны и Цусимского сражения.

В первый класс гимназии К.Мая Михаил Боровский поступил в 1906 году и покинул стены школы в 1911 году после окончания 5 классов. После гимназии обучался в отдельных Гардемаринских классах Морского училища. 15 сентября 1914 года принял присягу и начал службу в военно-морском Флоте Российской Империи как воспитанник Морского Кадетского Корпуса (МКК), который окончил 27 июля 1916 года получив звание корабельный гардемарин и право ношение Знака об окончании полного курса наук МКК. Высочайшим приказом № 1611 от 30-го июля 1916 года Михаил Боровский был произведен в мичманы.
Служил на Балтийском флоте на минном заградителе «Нарова» как командир роты, артиллерийский офицер и ревизор. После октябрьской революции Боровский был одним из трех делегатов экипажа местного совета рабочих и солдатских депутатов. До мая 1918 года был вторым помощником командира корабля, а затем получил освобождение от военно-морской службы и незаконно перебрался в Польшу. В 1918 поступил на факультет машиностроения Варшавского политехнического института. С марта 1919 года служил в Войске Польском, где 11 марта 1919 года был утвержден в звании морской подпоручик. Был направлен в военный порт Модлин. В войне за независимость воевал в качестве командира 1-й роты 2-го батальона Морского полка. После окончания боевых действий с октября по декабрь 1920 года исполнял обязанности командира 2-го батальона Морского полка. 22 июня 1921 года был награжден Крестом Храбрых, за доблесть во время сражений на фронте, а также получил памятную медаль «За войну 1918–1921 годов». 12 февраля 1921 года получил повышение в звании до морского капитана. С 1 марта 1921 года по октябрь 1922 года командовал тральщиком ORP Mewa. С 15 сентября 1922 года был преподавателем морских наук и навигации, лоции и метеорологии в Офицерской школе военно-морского флота в Торуни. С 1 июня 1924 года по 1 сентября 1925 года командовал миноносцем ORP Mazur, затем с июля 1925 года по 1926 год канонерской лодкой ORP General Haller, а с 26 апреля 1926 года по 2 августа 1928 года миноносцем ORP Ślązak.
С октября 1929 года по июль 1930 года прошел обучение во французской офицерской школе подготовки минно-торпедных специалистов. С 1 января 1931 года носил ранг командор-подпоручик. Михаил Боровский был признанным экспертом в области подводного оружия, работал на различных должностях в Руководстве Военно-морского флота в Варшаве. Там его застало начало Второй мировой войны. 5 сентября 1939 года вместе с сотрудниками Руководства Военно-морского флота под командой контр-адмирала Ксаверия Черницкого перебрался в базу в Пинск, а затем в город Броды. Был арестован Красной Армией. В ноябре 1939 года попал через Литву во Францию. В межвоенный период Михаил Боровский также был награжден: Золотым и Серебряным Крестом Заслуг, медалью «10-летие обретения независимости», а также Серебряной и бронзовой медалями «За долголетнюю службу».
15 декабря 1939 года в Париже Боровский обратился к Руководству Военно-морского флота для получения назначения. 7 января 1940 года был назначен военным комендантом транспорта SS Warszawa. Корабль перевозил польских беженцев, а также служил в качестве военного транспорта. Капитаном SS Warszawa был Тадеуш Мейснер. Транспорт возил пополнения для Бригады Карпатских Стрелков, которая воевала в Африке под Тобруком, а также плавал в конвоях с другими транспортными судами. Боровский занимал должность военного коменданта SS Warszawa до 2 сентября 1941 года. В связи с нехваткой должностей в июле 1941 года Боровский попросил о понижении воинского звания, чтобы служить на военном корабле. 21 августа 1941 года он был понижен в звании до морского капитана, а с 3 сентября он был офицером минного вооружения на эсминце ORP Garland. С 28 февраля по 31 мая 1942 года исполнял обязанности заместителя командира корабля. Принимал участие в боях на Средиземном Море в конвойном сопровождении транспортных судов. Во время сопровождения конвоя PQ-16 в мае 1942 года был тяжело ранен, находился на излечении в больнице в Мурманске, а затем в Великобритании. 1 июня 1942 года был восстановлен в звании командор-подпоручик. 14 сентября 1942 года получил во второй раз «Крест Храбрых», за доблесть в мае 1942 года в акциях по защите конвоя PQ-16. После выздоровления с 15 сентября 1942 года по 11 января 1943 года он был начальником базы снабжения в Девонпорте, а затем выполнял различные функции в Руководстве Военно-морского флота. 22 июня 1947 года Боровский вернулся в Польшу. Во время службы в Польских Вооруженных Силах на Западе он получил Медаль флота за войну 1939–1945 с планкой повторного награждения и почетную награду «За Раны и Травмы». От британского командования им были получены: Звезда 1939–1945 гг., Атлантическая звезда, Африканская звезда и Медаль Обороны.
После возвращения в Польшу командор-поручик Михаил Боровский подал прошение на военную службу, и 27 сентября 1947 года был призван в ВМС Польши. Его воинское звание было подтверждено 8 октября 1947 года со старшинством от 3 мая 1943 года. Со 2 октября 1947 года по 16 января 1949 года Боровский был комендантом Школы морских специалистов в Устке. С 16 ноября по 12 декабря 1949 года был руководителем Штаба подводного оружия в Гдыне. С 13 декабря 1949 года по 22 сентября 1950 года, исполняющий обязанности начальника вооружения подводного флота. 22 сентября 1950 года по состоянию здоровья был переведен в запас. С 1950 года по 1952 год работал в предприятиях торговли обувью в Гданьске. В июне 1952 года по политическим причинам был насильно изгнан из Гдыни, потерял работу и жилье, был вынужден жить у дочери в Бытоме, и работать в книжном магазине в Катовице. С 1958 года находился на пенсии.
9 сентября 1966 года Михаил Боровский был повышен до звания командора в запасе. В 1967 году был награжден советским Орденом Красной Звезды, а в 1968 году Кавалерским крестом ордена «Возрождения Польши».
Умер 22 июля 1968 года в Бытоме и изначально там был и похоронен. 12 февраля 1998 года благодаря усилиям дочери его останки были перенесены на Кладбище Военно-морского флота в Гдыне.
Михаил Боровский получил известность и как литератор, он написал много журнальных и газетных статей, а также оставил ряд воспоминаний. Свои воспоминания о Второй мировой войне Михаил Боровский описал в книге «От Тобрука до Мурманска», изданной в 1966 году издательством «Pax» (Michał Borowski. Od Tobruku do Murmańska. Instytut Wydawniczy «Pax». 1966.). В 2007 году публикации, репортажи и «Воспоминания» Михаила Боровского были изданы Военно-морским Музеем в Гдыне.

Источник: 
Сайт wiki.wargaming.net 

Информационную страничку сайта подготовили Е.И. Винградова (Иркутск) и Н.Б. Валиева (Санкт-Петербург). 
29.05.2020



Дополнительные материалы:

Фотолетопись:
Поиск учеников школы


 




12.04
День рождения Евгения Борисовича Белодубровского - литературовед, библиограф, собиратель истории школы Карла Мая, соавтор первого издания о истории школы. 1941
17.04
День рождения бывшего ученика нашей школы, космонавта испытателя Андрея Борисенко



















2009-2020 ©
Разработка и сопровождение сайта
Яцеленко Алексей