Главная     История     Персоны     Фотолетопись     Публикации     Новости     Музей     Гостевая книга     Контакты

Персоны

Ученики. Годы учёбы
1856-1918     1918-1937     1937-1944     1944-2009    
Педагоги. Годы работы
1856-1918     1918-1937    
1937-1944     1944-2006    



Периоды:





15.4.2024
На сайте размещена неординарная биографическая страничка Александра Николаевича Муратова, учившегося в гимназии К.Мая в 1901-1902 гг.
9.4.2024
На сайте размещены биографические странички братьев Вычегжаниных: художника Петра Владимировича Вычегжанина, учившегося в нашей школе в 1918-1924 гг. и участника Великой Отечественной войны Георгия Владимировича Вычегжанина, учившегося в нашей школе в 1917-1924 гг.
9.4.2024
В течение нескольких лет наш коллега, Михаил Иванович Еременко ( Санкт-Петербург), передаёт нам информацию о захоронениях бывших учеников и педагогов школы в Колумбарии при Санкт-Петербургском Крематории. Благодаря Михаилу Ивановичу найдены десятки мест упокоения. В очередном письме мы получили информацию о дате кончины и месте упокоения участника Великой Отечественной войны Михаила Сергеевича Якубова (1908 - 1984) . Благодарим Михаила Ивановича за важный и бекорыстный труд по увековечиванию памяти наших соотечественников.
9.4.2024
Дорогие друзья! Вышел в свет уникальный труд нашего коллеги: Савицкий Вячеслав Юрьевич. «Смоленское православное кладбище. Путеводитель». СПб. 2024




Фомин Игорь Иванович


Игорь Иванович Фомин

21.1.1904 – 16.6.1989

Народный архитектор СССР (1970)

член-корреспондент АХ СССР (1979)

учился в школе К.Мая в 1912 – 1918 гг.

В 1912 г. в младший приготовительный класс гимназии К.Мая был принят мальчик, впоследствии своими трудами обогативший архитектурную палитру города на Неве. Это был Игорь Иванович Фомин (1904–1989), унаследовавший талант зодчего от своего отца, академика архитектуры Ивана Александровича Фомина (22.1.1872–12.6.1936). 

Все годы учёбы он отличался редкостной успеваемостью — в его четвертных ведомостях по всем предметам неизменно красовались пятерки, чего не только в его классе, но и во всей школе никто не добивался. Начиная с первого класса, Игорь получал знания в реальном училище, что, по мнению родителей, больше соответствовало его наклонностям, однако окончить полный курс в школе К. Мая ему не пришлось. После октябрьских событий 1917 г., когда его класс, как и другие, весной 1920 г. был частично расформирован с целью разобщения юных «буржуев», Игорь Фомин несколько дней посещал другую школу, но скоро понял, что там изучают давно известный ему материал, например, начала математического анализа, и юноша перестал ходить на уроки, а стал готовиться к поступлению в ВУЗ. Ему очень нравилась математика, и в 1920 г. Игорь поступил на математическое отделение Петроградского университета, однако «архитектурные гены» не оставили его в покое, в результате чего он стал одновременно посещать занятия и на архитектурном факультете 2-го Политехнического института, где в это время преподавал отец. Не без влияния последнего И.И. Фомин перешёл окончательно во 2-й Политехнический институт. В 1924 г. этот ВУЗ закрыли и, начиная с четвёртого курса, он учился уже в Академии художеств, которую окончил в 1926 г. В то время в Академии преподавали Л.Н.Бенуа, Г.И.Котов, О.Р.Мунц, С.С.Серафимов, И. А. Фомин и их ученики - Н.А.Троцкий и Л.В.Руднев, чье влияние на творческое развитие Игоря Ивановича было существенным. Творческие содружества часто складываются ещё в процессе образования, на студенческой скамье. Так было, вероятно, и в данном случае - во время обучения подобное содружество сложилось у Игоря Ивановича с Евгением Адольфовичем Левинсоном - выдающимся Художником - Архитектором (именно в таком сочетании этих слов). Результатами этого, почти тридцатилетнего творческого содружества, стали такие программные произведения ленинградской архитектуры как «Дом специалистов» на Карповке (1931 - 1933 гг.), дом на Петровской набережной (1932 - 1940-е годы), Дом легкой промышленности на Садовой ул.(1932 - 1950-е гг.), жилые дома на Ивановской ул.(1936 - 1951 г.г.) и здание Дома Советов Володарского района. Эти работы были выполнены и доведены до строительства в мастерской Фомина - Левинсона в «Ленпроекте». С 1932 по 1951 г. И.И.Фомин, по существу, руководил этой мастерской. Ему принадлежало общее (в архитектурно-градостроительном смыслах) руководство этой мастерской, художественную направленность этого творческого коллектива создавал Е.А Левинсон.

В профессиональных кругах нередко возникало мнение, что своим успехам, в особенности в начале пути, Игорь Иванович был обязан своему отцу - академику Ивану Александровичу Фомину. Это вряд ли было так. Фомин-старший и Фомин-младший были в очень многом личностями противоположными. Старший был, прежде всего, художником, до конца жизни не изменившим своей приверженности классике. Фомин-младший был подлинным Лидером от архитектуры, широко мыслящим государственным деятелем. Это было редкое сочетание человеческой живости и трезвого, холодного расчета. Определение «Человек-разум» вполне ему подходило. Это понятие включало в себя и блестящие организаторские способности, и умение предвосхитить и ответить на новые задачи, выдвигаемые жизнью, и особый педагогический дар, сформировавший многие поколения его воспитанников. Иван Александрович работал всегда один. Игорь Иванович всегда работал в содружестве, в коллективах, творческих и педагогических, которые он сам и формировал.
В период блокады Игорь Иванович не покинул Ленинграда и все 900 суровых дней провел в осажденном городе. В конце 1941 г. он защитил в Академии художеств докторскую диссертацию на тему «Мой путь в архитектуре», с 1942 г. он возглавил проектные работы по восстановлению и реконструкции районов города, пострадавших от бомбежек и пожаров. Творческая инициатива и лидерские качества И.И.Фомина явились предпосылками для развития проектной деятельности как в военное время, таки в первые послевоенные годы. С 1951 по 1968 г. И.И.Фомин был заместителем В.А Каменского - Главного архитектора Ленинграда. В эти годы при его непосредственном участии формировалась та градостроительная стратегия развития Ленинграда, которая была заложена в Генплане 1966 г. и по которой город развивался до конца 1980-х годов. На этом посту Игорь Иванович умел быстро и объективно оценивать представляемые проектные и градостроительные предложения, принимать верные, но подчас нелегкие решения, развивать и поддерживать профессиональные и личные контакты с представителями городских властей, заказчиками и коллегами. Важным этапом творческой деятельности И.И.Фомина стали проектирование и осуществление комплекса Ленинградского Университета в Петродворце. Архитектурно-планировочный замысел, представленный Игорем Ивановичем и его коллегами из возглавляемой им 10 мастерской Ленпроекта в конце 1960-х годов, был принят и одобрен архитектурной общественностью и руководством Ленинграда. В 1970-х годах реализация этого комплекса шла успешно - было построено несколько факультетов, студенческие общежития и жилые дома для преподавателей. В настоящее время этот комплекс еще далек от завершения... Научные и общественные заслуги И.И.Фомина были общепризнанными. Уже в 1936 г. на первой сессии Академии архитектуры СССР, он был избран членом-корреспондентом этого научного центра. В 1956 г. он был избран действительным членом Академии строительства и архитектуры СССР. В 1970 г. за творческие и педагогические заслуги И.И.Фомин был удостоен звания Народный архитектор СССР. В 1979 г. Игорь Иванович был избран членом-корреспондентом Академии художеств СССР. Однако, несмотря на его высокую профессиональную культуру и эрудицию, его никак нельзя было назвать теоретиком. Его «личная» теория архитектуры являлась, вероятно, обобщением его архитектурной и градостроительной практики. Педагогический авторитет Игоря Ивановича в Академии художеств определялся не только его только его профессиональными и личностными качествами, но также и тем, что он с 1948 в течение 40 лет возглавлял кафедру архитектурного проектирования в этой художественной школе. Кафедра состояла из его ближайших коллег по Ленпроекту, его воспитанников и единомышленников. В своей учебной мастерской он поощрял манеру творческого соревнования, ориентацию на сочетание традиций и современности, на разработку разнообразных, порой неожиданных, творческих подходов. Многие из его учеников в своей проектной деятельности определяли развитие ленинградской архитектуры 1960-х - 1980-х годов.

Талантливый организатор, обладавший неиссякаемой творческой энергией и тонким художественным вкусом, человек широкой эрудиции, патриот своего города, не покинувший его в тяжелейшие годы блокады, народный архитектор СССР, член-корреспондент Академии художеств Игорь Иванович Фомин достойно продолжил семейную традицию и пополнил своим именем список видных «майцев»-архитекторов.

Игорь Иванович Фомин скончался 16 июня 1989 года в Ленинграде. Похоронен на Волковском православном кладбище.


Литература:

А.Г.Вайтенс. Игорь Фомин // «Архитекторы об архитекторах» СПб: ОАО "Иван Федоров",1999, стр.176-201

Н. В. Благово Школа на Васильевском острове. Ч. 1. СПб., Наука, 2005.

Искренне благодарим Андрея Георгиевича Вайтенса, ученика и коллегу Игоря Ивановича Фомина, за предоставленные материалы и помощь при подготовке материала.

Информационную страницу сайта подготовил М.Т. Валиев

Дополнительные материалы:

Фотолетопись:
Поиск учеников школы


 




12.04
День рождения Евгения Борисовича Белодубровского - литературовед, библиограф, собиратель истории школы Карла Мая, соавтор первого издания о истории школы. 1941
17.04
День рождения бывшего ученика нашей школы, космонавта испытателя Андрея Борисенко



















2009-2020 ©
Разработка и сопровождение сайта
Яцеленко Алексей