Главная     История     Персоны     Фотолетопись     Публикации     Новости     Музей     Гостевая книга     Контакты

Персоны

Ученики. Годы учёбы
1856-1918     1918-1937     1937-1944     1944-2009    
Педагоги. Годы работы
1856-1918     1918-1937    
1937-1944     1944-2006    



Периоды:





23.3.2024
Дорогие друзья и коллеги! Вышла в свет замечательная книга: Диденко Ю.Ю. История Отечества в летописи рода и семьи. Симферополь. СОНАТ. 2023. Для истории школы К.Мая издание представляет особый интерес - большой фрагмент книги посвящён золотому медалисту выпуска 1914 года Владимиру Владимировичу Егорьеву (04.03.1896 – 24.08.1943) - дипломату, юристу, специалисту в области международного права.
20.3.2024
На сайте размещена биографическая страничка невропатолога, доктора медицины Христиана Карловича Буша, учившегося в гимназии К.Мая в 1874-1882 гг.
18.3.2024
На сайте размещена биографическая страничка участника Великой Отечественной войны Валентина Дмитриевича Курилова, учившегося в 6 САШ в 1937-1940 гг.
15.3.2024
На сайте размещена биографическая страничка юриста Сергея Васильевича Быкова, учившегося в гимназии К.Мая в 1871-1878 гг.




Шторре Иван Александрович

Иван Александрович Шторре
Storre

27.05.1862 – после 1917

вице-адмирал

учился в гимназии К.Мая
в 1871–1872 гг.  

Иван Александрович Шторре родился в Санкт-Петербурге 27 мая 1862 г. [1,2] в первом браке Александра Петровича Шторре (Alexander Jakob Storre, 1831/1832 – 19.4.1879) и дочери капитана-лейтенанта Михаила Андреева. Кроме Ивана, в семье Шторре рос его старший брат Евгений Александрович Шторре (27.8.1860 – 13.3.1894) [1,3].
Отец Евгения и Ивана, потомственный дворянин Санкт-Петербургской губернии, выпускник Медико-хирургической академии, доктор медицины, коллежский советник Александр Петрович Шторре служил лекарем Суворовского участка Васильевской части Санкт-Петербурга [1,4]. Дед Евгения и Ивана – надворный советник и кавалер, доктор Петр-Христиан фон Шторе (29.6.1800 – 24.2.1858) упокоен на Волковом лютеранском кладбище [5].
Братья унаследовали от матери родовое имение в Боровическом уезде Новгородской губернии (семьсот десятин и 35 душ) и были записаны в дворянство Новгородской губернии [1,2]. Старший брат Ивана, Евгений, служил на скромной должности помощника бухгалтера Псковского отделения Гос. Банка, скончался 13 марта 1894 г. и был похоронен на кладбище при Николо-Мошенской церкви Боровического уезда, расположенной в непосредственной близости от родового имения. Ему посвящена отдельная страничка нашего сайта.  

После кончины матери Ивана и Евгения в январе 1867 года Александр Петрович женился вторым браком на Анне Ивановне Хреневой [6]. В этом браке 1 сентября 1869 г. родился Александр (1.9.1869 – 15.4.1919) – единокровный брат Ивана и Евгения. Александр Александрович позднее стал чиновником почтово-телеграфного ведомства в Петербурге, последний известный нам чин – коллежский секретарь [1]. Все дети Ивана Петровича были крещены в православной вере.
Можно предположить, что после женитьбы Александра Петровича дети от первого брака переехали к родственникам умершей матери. В пользу этой версии говорит тот факт, что по адресной книге Санкт-Петербурга за 1867 г. Александр Петрович Шторре квартировал достаточно далеко от школы К.Мая по адресу Моховая ул., 29, а вот родной дядя братьев, капитан 2 ранга Роман Алексеевич Сорохтин проживал по адресу Малый проспект ВО, дом 21, кв. 6 [3,7] в непосредственной близости от гимназии.
В 1871 г. братья Евгений и Иван Шторре одновременно поступили в первый класс гимназии К.Мая, но учились «у Мая» только один учебный год [8]. В это время мальчики проживали у дяди по адресу Васильевский Остров, 12 линия, дом 37, кв. 4, в двух шагах от школы К.Мая [2].
В 1875 г. Иван поступил в Морское училище [2]. Интересно отметить, что прошение о приеме Ивана в Морское Училище было подписано его дядей, капитаном 1 ранга Сорохтиным, а сам Иван в прошении назван внуком флота капитан-лейтенанта Михаила Андреева [2].

Дальнейшее продвижение Ивана Шторре по службе выглядит следующим образом [9,10]: В 1881 г. – гардемарин. В 1882 г. после окончания Морского училища мичман (31.05.1882). В 1889 г. получил звание лейтенанта. Иван Александрович командовал портовым судном "Рыбка" (1895, 1899). В 1898-1899 г.г. командир миноносок №40 (1898), №7 (1898), №46 (1898), №64 (1899), №8, 48 (1899). В 1899 г. Ст. офиц. тр. «Енисей», адъютант Штаба Кронштадтского порта (1899-1901). Командовал миноносцами № 20 (1901), Ст. офиц уч. судна «Океан» (1901-1904), "Рьяный" (1904), пароходом "Ильмень" (1904), минным крейсером "Эмир Бухарский" (1905-1907), 1-м отделением 1-го отряда минных судов (1907-1908), 1-м дивизионом миноносцев Балтийского моря (1908-1909), крейсерами "Баян" (1910), "Рюрик" (1910-1911), 1-й Минной дивизией Балтийского моря (1911-1915). В 1902 году – капитан 2-го ранга, в 1907 году – капитан 1-го ранга [9]. В 1912 году получил звание контр-адмирала. 2 декабря 1915 г. был уволен в отставку по болезни с чином Вице-адмирал.
В походах и делах против неприятеля был с 18 июля 1914 по 15 дек 1914 г. [9].
Во время службы Иван Шторре аттестовался [11] как исполнительный, обязательный офицер. Отличался высоким уровнем образования, знал немецкий, французский и английский языки. Характеризовался как очень начитанный и развитый человек. В начале службы, видимо, не смог выстроить должные отношения с командиром учебного судна «ОКЕАН» капитаном 1 ранга Егорьевым и в 1902-1903 гг. получил несколько сомнительную аттестацию: «исправен и усерден, но не сказал бы, что вполне дисциплинирован, вследствие своего обидчивого характера. Хорошо образован. Вполне нравственен. Бывает иногда раздражителен. В кают-компании не особенно любим, вследствие тяжёлого характера. По временам вспыльчив и забывает дисциплину». Но дальнейшие аттестации содержали только отличные отзывы: «вынослив и всегда бодр. Во всех отношениях выдающийся офицер… Особенно приятно видеть как он умеет вселять дух бодрости и ретивости в подчинённые ему части… Опытный знающий командир. Корабль держит в порядке».
В приказе № 434 по Балтийскому флоту об отставке Шторре от 12 декабря 1914 г. командующий Балтийским флотом адмирал Эссен выражал ему благодарность за службу: «Совершенно расстроенное здоровье контр-адмирала Шторре лишило его возможности продолжать командование 1-ой Минной дивизией… Командуя три года миноносным крейсером «Эмир Бухарский», в течение двух лет 1 дивизионом и с 1911 г. 1-й минной дивизией Иван Александрович Шторре принимал живое ответственное участие в деле руководства боевой подготовкой ея» [9].
За время службы вице-адмирал Шторре был награждён орденами: Св. Анны 2 (1904) и 3 степени, Св. Владимира 3 (1910) и 4 степени с бантом (1906), Св. Станислава 2 и 3 степени, Французским Почетного легиона офицерским крестом (1909), Бухарским орденом Золотой Звезды 2 степени (1905) [9].
Известно, что в 1917 году проживал в Петрограде. Был женат на дочери поручика, девице Екатерине Васильевне Орловой. В этом браке 14 апреля 1884 г. родилась единственная дочь Наталия (в замужестве – Окипина-Шторре) [9].
В 1919 г. Наталья Ивановна была арестована «за контрреволюционную агитацию», позднее освобождена. В 1920-х годах Наталья Ивановна вышла замуж за своего давнего знакомого, профессора Николая Дмитриевича Успенского (15.1.1900 – 23.7.1987) [12], имение родителей которого находилось рядом с владениями Шторре в Новгородской губернии.
В 1931 г. была арестована повторно, приговорена к трём годам ИТЛ и отправлена в лагерь. Три года подряд Николай Дмитриевич каждое лето в составе симфонического оркестра ездил в Иркутск на гастроли, где добивался свиданий с женой. Через четыре года (в 1935 г.) Наталия Ивановна была досрочно освобождена «за хорошее поведение и помощь обслуживающему персоналу»: имея небольшой фельдшерский опыт, она помогала работникам лагерной медсанчасти.

Супруги чудом выжили в годы репрессий. С середины пятидесятых Н.Д. Успенский стал частым участником зарубежных симпозиумов, богословских конференций, встреч, съездов. В 1957 году умерла верная спутница его жизни, горячо любимая супруга Наталья Ивановна [13].
Вместе с тем, в других источниках [14] приведена следующая информация: «ОКИПИНА-ШТОРРЕ Наталья Ивановна, 1894–(?). Родилась в С.-Петербурге. Дочь адмирала Балтийского флота. Образование среднее. В 1919 году была арестована за контрреволюционную агитацию. Активная церковница. 17.01.1934 вновь арестована. Приговорена к концлагерю на 3 года». Какая из приведенных версий соответствует действительности, ещё предстоит выяснить…

В заключение приведём небольшой текст, который даёт представление о служебных и человеческих качествах И.А. Шторе. 23 марта 1913 года при погружении затонула подлодка «Минога». В это время И.А. Шторре находился на должности Начальника 1-й минной дивизии. В результате спасательной операции лодка была спасена вместе с экипажем [15]:
« … Контр-адмирал Шторре, принявший на себя руководство спасательными работами, нервно расхаживал по палубе транспорта «Водолей». Одевались водолазы. До того как отправиться к месту аварии, адмирал говорил с начальником порта и знал: команды плавучих кранов – вольнонаемные, в 5 часов вечера закончили работу, еще ничего не зная об аварии, и разошлись по домам. Живут все не в порту, а в городе. Когда-то их сумеют разыскать посыльные? И что предпримешь без 100-тонного крана? Значит, пока надо обеспечить лодку воздухом. Водолазы ушли на дно, с транспорта им подали шланги, и они попытались присоединить какой-нибудь к специальному вентилю на рубке ПЛ «Минога». Миноносцы, окружившие место аварии, залили море ярким светом прожекторов. В их лучах одного водолаза подняли без сознания: запутался в собственном воздушном шланге. Другие еще со дна передали невеселую весть: ни одну гайку шлангов к вентилю не присоединишь – не подходит резьба… Шторре, славившийся невозмутимостью, топал ногами, ругаясь, как пьяный кочегар.
«Ваше превосходительство, – кричал ему из шлюпки кавторанг Плен, – на вызовы никто не отвечает, слышу только стоны!» Шторре убежал с палубы. Казалось, он сделал все, но люди погибали. Только в 22.25 частные буксиры, нанятые начальником порта (свои в тот момент были в разгоне) подвели наконец 100-тонный кран. Пока его ставили на якоря, пока одевался водолаз, прошел еще один час и 11 минут. Водолаз пошел на лодку, заложил гини – приспособления, применяемые для подъема самых тяжелых грузов. «Стоны прекратились.» – снова закричал Плен, не отрываясь от телефонной трубки. «Из лодки никто не отзывается».
В полночь Шторре доложил командующему Флотом, что люди находятся 9 часов в атмосфере, насыщенной хлором, и надежда на спасение падает. Заработала могучая подъемная система 100-тонного крана, несколько человек с молотками и зубилами приготовились вскрыть люк, едва он покажется из воды. Шторре рискнул, приказав начать подъем, как только заложили первые гини. Водолаз не раздевался, ожидая, когда выйдет корма. Тогда заложат для страховки вторые гини, и лодка не сорвется. В 00.45 над водой показался люк. Он тут же стал открываться изнутри. Значит, кто-то жив! Со шлюпки на ПЛ бросились три офицера из числа слушателей учебного отряда подводного плавания – лейтенанты Никифораки, Герсдорф и мичман Терлецкий. «По пояс в воде, – говорилось в рапорте контр-адмирала Шторре, – они помогали поднимать люк и поочередно вытаскивали спасенных. Лейтенант Гаросев был поднят восьмым. Люди передавались на шлюпки, а с них на кран и транспорт «Водолей»; внешность и состояние были ужасны после всего ими пережитого. Лейтенант Гарсоев, командир лодки, бывший последнее время без сознания, пришел в чувство, как только открыли люк, его вынесли на кран, где положили вблизи котлов… В лодке оставался еще рулевой боцманмат Иван Гордеев, который был в командирской рубке отрезан водой от кормового отсека, с ним переговаривались, и он сообщил, что воздуха ему довольно, но извлечь его из рубки до откачивания воды нельзя.
Лейтенанты Никифораки и Герсдорф, мичман Терлецкий неоднократно спускались в лодку, доставая оттуда ослабевших и измученных людей и, по сообщению этих Офицеров, беззаветно преданных служебному долгу, показавших выдающийся пример отваги, воздух в лодке даже при открытом люке был невозможен, они задыхались в нем. Для освобождения Гордеева воду из лодки стали откачивать портовые буксиры «Либава» и «Аванпорт». Вода убывала медленно, в течение часа и 45 минут уровень ее все же удалось понизить настолько, что лейтенант Никифораки мог передать Гордееву доску, по которой он и сполз и сам вышел из люка; на поверхности воды в лодке плавало масло и кислота, поступавшая из аккумуляторов».
Далее контр-адмирал Шторре отмечал: «По докладу командира ПЛ «Минога» лейтенанта Гарсоева, поведение рулевого боцманмата Гордеева во время аварии является выдающимся, выше всякой похвалы: ни на минуту не терявший самообладания, подбадривающий всех окружающих нижних чинов словами, личным примером и распорядительностью, боцманмат Гордеев за несколько времени до того, как открыли люк, принял лодку от лейтенанта Гарсоева, позвавшего его с этой целью и сейчас же потерявшего сознание. Выносливость боцманмата Гордеева изумительна: он пробыл в затонувшей лодке долее всех и был спасен около трех часов ночи, от всякой помощи отказался, и сейчас же справился об участи командира и остальных нижних чинов».
Через 6 дней после аварии пришел приказ о награждении Гарсоева «чином старшего лейтенанта за отличие по службе». Боцманмат Гордеев стал унтер-офицером 2-й статьи».

Источники:
1. ЦГИА СПб Ф. 1341 Оп. 1 Д. 6011
2. РГА ВМФ Ф. 432 Оп. 5 Д.6063
3. Шереметевский В. Русский провинциальный некрополь. Т.1. М., 1914 
4. https://dokumente.ios-regensburg.de/amburger/index.php?id=62862;
    http://enc-dic.com/word/sH/Shtorre-6661.html,
5. В.И. Саитов "Петербургский некрополь", СПб. Т. 4. С. 591
6. С.-Петербургский евангелическо-воскресный листок № 5 от 29 января 1867 года
7. Всеобщая адресная книга СПб. 1867. С.С. 546 и 449
8. Благово Н.В. Школа на Васильевском острове. Ч.1. СПб., Наука, 2005 (записаны, как Сторре)
9. РГА ВМФ Ф. 417 Оп. 4 Д. 4951
10. РГА ВМФ Ф. 406 Оп. 9 Д. 4802 ПС 1911; РГА ВМФ Ф. 417 Оп. 2 Д. 1486
11. РГА ВМФ Ф. 873 Оп. 24 Д. 220
12. https://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspenskij/ 
13. http://www.liturgica.ru/bibliot/golovat.html
14. Санкт-Петербургский Мартиролог духовенства и мирян.  www.petergen.com/bovkalo/mar/ruso.html ; АУФСБ СПб ЛО. П-66773
15. Авария подводной лодки «Минога» // Кронштадтский вестник. — Кронштадт, 1913. — В. 74, 2 (15) апреля.
16. Генералитет российской армии.   
17. Список личного состава судов флота Морского ведомства. СПб Типогр. Морского Министертства. 1914. С. 50
18. http://www.libava.ru/293.html
19. https://kortic.borda.ru/?1-4-0-00000101-000-60-0
20. http://pkk.memo.ru/page%202/KNIGA/Ob.html#ob.66

Биографическая страничка подготовлена М.Т. Валиевым © (Санкт-Петербург).  
19.06.2020 

При использовании материалов ссылка на статью обязательна в виде: «М.Т. Валиев. Биографическая страничка Ивана Александровича Шторре – URL: http://www.kmay.ru/sample_pers.phtml?n=2985 (дата обращения)»   


Дополнительные материалы:

Фотолетопись:
Поиск учеников школы


 




04.03
День рождения бывшего ученика нашей школы, вице-адмирала Николая Романовича Греве
11.03
День рождения выпускника нашей школы, архитектора Виктора Федоровича Габерцетеля
18.03

День рождения бывшего учителя физкультуры, Засл. учителя РСФСР Г.И.Девицкого 

30.03
День рождения бывшего ученика нашей школы, капитана Бориса Георгиевича Шарона



















2009-2020 ©
Разработка и сопровождение сайта
Яцеленко Алексей