Главная     История     Персоны     Фотолетопись     Публикации     Новости     Музей     Гостевая книга     Контакты

Персоны

Ученики. Годы учёбы
1856-1918     1918-1937     1937-1944     1944-2009    
Педагоги. Годы работы
1856-1918     1918-1937    
1937-1944     1944-2006    



Периоды:





23.4.2024
Дорогие друзья и коллеги! В сборнике материалов конференции "Право на имя. 2023 г." опубликована статья о бывшем ученике гимназии К.Мая архитекторе А.А.Бруни: М.Т. Валиев. Академик архитектуры Александр Александрович Бруни (1860-1911) // Право на имя. Биографика 20 века. СПб.: Фонд Иофе, 2024. C. 3-13.
15.4.2024
На сайте размещена неординарная биографическая страничка Александра Николаевича Муратова, учившегося в гимназии К.Мая в 1901-1902 гг.
9.4.2024
На сайте размещены биографические странички братьев Вычегжаниных: художника Петра Владимировича Вычегжанина, учившегося в нашей школе в 1918-1924 гг. и участника Великой Отечественной войны Георгия Владимировича Вычегжанина, учившегося в нашей школе в 1917-1924 гг.
9.4.2024
В течение нескольких лет наш коллега, Михаил Иванович Еременко ( Санкт-Петербург), передаёт нам информацию о захоронениях бывших учеников и педагогов школы в Колумбарии при Санкт-Петербургском Крематории. Благодаря Михаилу Ивановичу найдены десятки мест упокоения. В очередном письме мы получили информацию о дате кончины и месте упокоения участника Великой Отечественной войны Михаила Сергеевича Якубова (1908 - 1984) . Благодарим Михаила Ивановича за важный и бекорыстный труд по увековечиванию памяти наших соотечественников.




Сомов Константин Андреевич


18.11.1869 ст.стиль – 06.05.1939

русский художник
член объединения «Мир искусства»

учился в гимназии
в 1879 – 1888 гг.

.





Константин Андреевич Сомов родился 18 ноября (старый стиль) 1869 года в С.-Петербурге, в семье историка искусств, коллекционера, хранителя и составителя каталога картинной галереи Эрмитажа – Андрея Ивановича Сомова (1830–1909),. Мать – Надежда Константиновна Сомова (урождённая Лобанова, 1836—1906) была хорошим музыкантом и развивала у своих детей интерес к пению, театру и живописи. Кроме Константина в семье Сомовых росли старший брат Александр (1867 - 1903) и младшая сестра Анна (16.01.1873 — 18.10.1945).
Константин Сомов поступил во второй класс гимназии в 1879 г. К этому времени в школе Карла Мая уже два года учился его старший брат Александр Андреевич Сомов (1867 – 1903). Особыми успехами в учёбе Константин не отличался, учился скорее с трудом, каких-либо творческих способностей не проявлял. Для однокашников, среди которых были А.Н. Бенуа, В.Ф. Нувель, Д.В. Философов и Г.Е. Калин, оказались совершенно неожиданными его досрочный уход из школы в 1888 г. и поступление в Академию художеств в 1889 г. Последние три года пребывания в Академии, вплоть до 1897 г., он занимался в мастерской И.Е. Репина, где уже в своих ученических работах проявил себя, как большой мастер. Здесь он создал две свои картины: "Дама у пруда" и "Людмила в саду Черномора". В них проявился интерес к ретроспективизму, элегичность, изысканность - то, что впоследствии определяло манеру художника.
Так и не окончив академического курса, Константин Сомов целиком посвятил себя художественному творчеству, стал одним из ведущих членов объединения «Мир искусства», «самым талантливым выразителем его тенденций». Константин Сомов особенно сблизился с Александром Бенуа, который написал о нем первую статью, появившуюся в журнале "Мир искусства" за 1898 г. В этой статье художественный критик подчеркивал влияние на творчество Константина Сомова немецкой графики (О.Бердслей, Ш.Кондер, Т.Гейне), а также воздействие французской живописи XVIII в. (А. Ватто, Н. де Ларжильер), "малых голландцев" и русской живописи первой половины XIX в. [1]
В 1890 году Константин предпринял большое путешествие по Европе, посетив Польшу, Германию, Швейцарию и Италию. В 1894 - 1895 г.г. участвовал в выставках Общества русских аквалеристов, Академии Художеств (обе выставки в С.-Петербурге) и «Blanc et noir» (Париж).
В 1897–1899 Константин Сомов посещал в Париже школу-студию Ф.Коларосси. Испытал большое влияние графики западного модерна, а также живописи французского рококо.
Вернувшись в Россию, Константин Сомов отдал дань портретному жанру. Им были созданы портреты отца (1897), Н. Ф. Обер (1896), А. Н. Бенуа (1896) и А. П. Остроумовой (1901). Вершиной творчества в этот период стал портрет художницы Е. М. Мартыновой ("Дама в голубом", 1897-1900), изображенной на фоне пейзажа с флейтистами. Утонченность и надломленность, одухотворенность и поэтичность образа полностью соответствовали эстетическому кредо "мирискусников", воплощая гармонию мечты и реальности. Особое место занимают графические портреты Константина Сомова. Выполненные карандашом с подцветкой акварелью, гуашью, цветными карандашами или белилами, они отличаются виртуозной техникой, лаконизмом композиции и тонкостью колористического решения. Таковы портреты поэтов В. И. Иванова (1906), А. А. Блока (1907), М. А. Кузмина (1909), художников Е. Е. Лансере (1907), М. В. Добужинского (1910) и др.
С 1898 года жизнь и творчество худоджника неразрывно связаны с деятельностью художественного объединения «Мир искусства», в выставках которого он неизменно принимал участие (выставки 1899, 1900, 1901, 1902, 1903, 1906, 1911, 1915, 1916 и 1922 г.г).
В 1901 году Константин посетил Берлин и Дрезден, участвовал в выставке русского искусства в Вене. В 1901-1903 гг. принимал участие в оформлении журнала «Художественные сокровища России», в 1902 г. участвовал в Выставке работа 36-ти художников в Москве, в художественном салоне Кассирера в Гамбурге, на сецессионе в Берлине (там же 1905-1906, 1909 годы). В 1903 г. состоялась первая персональная выставка работ художника - 162 работы в залах предприятия «Современное искусство» в Петербурге и в Гамбурге (95 работ). С 1903 по 1910 год. участвовал в ежегодных выставках Союза русских художников. В 1905 г. посетил Париж и Бретань.
Константин Сомов виртуозно владел почти всеми видами живописной техники — карандаш, акварель, пастель, гуашь или масло почти в равной степени отражали грани его дарования. Что касается жанровых предпочтений, то, как и его товарищи по дягилевскому объединению, К.А. Сомов чаще всего обращался к пейзажу, портрету, интерьеру, ретроспективной теме, иногда оформлял книги. Всё его творчество пронизано повышенным вниманием к прошлому, главным образом к XVIII веку.
В декабре 1923 г. Константин Сомов вместе с Русской выставкой выехал в США в качестве уполномоченного от Петрограда. На родину он больше не вернулся, навсегда оставшись во Франции. С 1924 года художник жил и работал в Париже.
Константин Сомов скончался 6 мая 1939 г. в Париже. Похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

Источники:
1. Гусарова А.П. Константин Андреевич Сомов. М.: Искусство, 1973.
2. Эрнст С. Р. К. А. Сомов. СПб., 1918;
3. Константин Андреевич Сомов: Письма. Дневники. Суждения современников. М., 1979;
4. Журавлева Е. В. Константин Андреевич Сомов. М., 1980
5. ЦГИА СПб Ф. 14 Оп. 3 Д.24584
6. ЦГИА СПб Ф.14 Оп.5 Д.3936


При подготовке биографической странички сайта были использованы материалы книги: Благово Н. В. Школа на Васильевском острове. СПб., 2005. Ч. 1.
При подготовке биографической странички сайта были использованы материалы сайтов:

Благодарим Ольгу Купер (С.-Петербург), члена семьи Сомовых, за помощь в подготовке биографии художника.

Информационную страницу подготовил Валиев Мурат Тимурович ©
01.03.2015

Дополнительные материалы:

Фотолетопись:
Поиск учеников школы


 




12.04
День рождения Евгения Борисовича Белодубровского - литературовед, библиограф, собиратель истории школы Карла Мая, соавтор первого издания о истории школы. 1941
17.04
День рождения бывшего ученика нашей школы, космонавта испытателя Андрея Борисенко



















2009-2020 ©
Разработка и сопровождение сайта
Яцеленко Алексей