Главная     История     Персоны     Фотолетопись     Публикации     Новости     Музей     Гостевая книга     Контакты

Персоны

Ученики. Годы учёбы
1856-1918     1918-1937     1937-1944     1944-2009    
Педагоги. Годы работы
1856-1918     1918-1937    
1937-1944     1944-2006    



Периоды:





23.4.2024
Дорогие друзья и коллеги! В сборнике материалов конференции "Право на имя. 2023 г." опубликована статья о бывшем ученике гимназии К.Мая архитекторе А.А.Бруни: М.Т. Валиев. Академик архитектуры Александр Александрович Бруни (1860-1911) // Право на имя. Биографика 20 века. СПб.: Фонд Иофе, 2024. C. 3-13.
15.4.2024
На сайте размещена неординарная биографическая страничка Александра Николаевича Муратова, учившегося в гимназии К.Мая в 1901-1902 гг.
9.4.2024
На сайте размещены биографические странички братьев Вычегжаниных: художника Петра Владимировича Вычегжанина, учившегося в нашей школе в 1918-1924 гг. и участника Великой Отечественной войны Георгия Владимировича Вычегжанина, учившегося в нашей школе в 1917-1924 гг.
9.4.2024
В течение нескольких лет наш коллега, Михаил Иванович Еременко ( Санкт-Петербург), передаёт нам информацию о захоронениях бывших учеников и педагогов школы в Колумбарии при Санкт-Петербургском Крематории. Благодаря Михаилу Ивановичу найдены десятки мест упокоения. В очередном письме мы получили информацию о дате кончины и месте упокоения участника Великой Отечественной войны Михаила Сергеевича Якубова (1908 - 1984) . Благодарим Михаила Ивановича за важный и бекорыстный труд по увековечиванию памяти наших соотечественников.




Рудницкий Александр Николаевич


Александр Николаевич Рудницкий

  24.8. 1898 —  после 1918

студент Петроградского университета

учился в школе К.Мая
в  1910–1916 гг.

Александр Николаевич Рудницкий родился 24 августа 1898 г. в семье инженера путей сообщения Н.В. Рудницкого (09.12.1872 – после 1939) и законной жены инженера путей сообщения С. Клоссовского – лютеранки Антонины-Казимиры Адамовны (урожденной Малечинской, 1872 – ?), в момент рождения ребенка ожидавшей официального развода. 
Семья отца принадлежала к династии российских инженеров-путейцев Рудницких. Прадед Александра – Горгоний Бенедиктович – представитель польского шляхетского рода, имеющего, в том числе, и татарские корни. Неевропейской внешностью отличались многие представители этого рода, что отмечено в мемуарах современницы Янины Жолтовской, описывающей детей Юзефы Фелициановны Рудницкой и ее мужа Игнатия Горвата: «Не имели ни красы, ни пригожести, кроме пана хорунжего [Александра Игнатьевича Горвата — прим. Н.Ю.], а имели монгольский тип: выступающие скулы, плоские носы, желтый цвет кожи, широкие толстые губы и грузные силуэты» [1].
Среди урядников Минского воеводства [2] и в «Пописе шляхты минского воеводства» (1765) встречается имя Фелициана-Франциска-Бенедикта Рудницкого (1747 – после 1816) – полковника польских войск, кавалера Ордена Св.Станислава, владельца имения Пастовичи Бобруйского уезда [3] – предполагаемого деда Горгония Бенедиктовича Рудницкого. Последний родился, предположительно, около 1805 г., скончался в Полтаве в 1880 г. [4]. В военную службу по кавалерии Горгоний Рудницкий (он же «Рудницкий 2-й») вступил в 1824 г. Был награжден в 1844 г. знаком отличия за 20 лет беспорочной службы. Состоял в 1849 г. смотрителем подвижного госпиталя № 1 при фурштатской команде [5]. В майоры произведен 30.03.1852 г. До выхода в отставку служил смотрителем кишиневского военного госпиталя [6]. Жена Горгония Бенедиктовича Рудницкого, Екатерина Андреевна (? – 1894), как и он сам, была владелицей имения, но в 1847 г. их имена уже встречаются в списках помещиков, на чьи имения наложены запрещения [7]. В архиве французских потомков рода Рудницких также сохранились упоминания [8] о том, что их предок был лишен прав дворянства и некоторое время проживал в Бессарабии как простой арендатор, занимаясь выращиванием табака. Из того же источника известны и имена сыновей Горгония и Екатерины Рудницких – Ивана, Николая, Виктора, Александра, Иосифа.
Возможно, лишение рода Рудницких его дворянского достоинства стало следствием деятельности в 1840-е гг. работавшей в Киеве Центральной комиссии для ревизии действий дворянских депутатских собраний Киевской, Подольской и Волынской губерний [9]. В делах комиссии по исключению из губернских дворянских родословных книг представителей мелкопоместной шляхты часто встречается фамилия Рудницких. Однако известно, что впоследствии прадед Александра Рудницкого с сыновьями (носившими уже русифицированное отчество «Григорьевич/Георгиевич» и перешедшими в православие) был восстановлен в правах дворянства.
Имя Ивана Георгиевича Рудницкого («сына майора») с сыновьями Николаем и Павлом и дочерьми Елизаветой и Анастасией было 27.10.1888 г. внесено в дворянскую родословную книгу Полтавской губернии [10]. Среди воспитанников Института гражданских инженеров (ИГИ) им. Николая I в Петербурге значатся имена деда ученика, Виктора Рудницкого (1866–1868) [11] и брата деда, Николая Рудницкого (1874–1879) [12]. Родившийся в 1853 г., младший из сыновей Горгония Рудницкого, Николай был выпущен из Строительного училища (ИГИ) по первому разряду с правом на чин X класса и поступил на службу в Технический строительный комитет МВД. Начал службу в Обществе Закавказской железной дороги, затем служил архитектором при витебском губернском церковно-строительном присутствии, а затем в войсковых строительных комиссиях по постройке казарм в Волковыске (Гродненская губ.) и Луцке (Волынская губ.) [13].
Иосиф Горгониевич Рудницкий (1829–?), римско-католического вероисповедания, получил образование в частном учебном заведении и начал военную службу в 1847 г. унтер-офицером в Уланском полку Е.И.В. Екатерины Михайловны, а затем в 1854 г. был переведен корнетом в Ольгиопольский уланский полк. Участвовал в русско-турецкой войне 1854 г. [14].
Александр Горгоньевич Рудницкий (1846–1915) православного вероисповедания, из дворян Черниговской губернии, также избрал путь кадрового офицера [15]. Окончил курс наук в Варшавском юнкерском училище по 2-му разряду. 29.4.1868 вступил в службу унтер-офицером с выслугой трех месяцев рядовым в 31 пехотный Алексопольский полк, 18. 6.1870 был произведен портупей-юнкером, 18.10.1870 – прапорщиком. 5.11.1878 был переведен поручиком из л.-гв Резервного полка в 1-й л.-гв. Стрелковый батальон. 30.8.1885 – был произведен штабс-капитаном. 30.9.1885 – утвержден командиром 2-й роты. Обвенчан 2.9.1885г. в полковой церкви с сестрой своего сослуживца Ивана Николаевича Виц, Ольгой Николаевной. В этом браке родились сын Николай (22.5.1887) и дочь Зинаида (29.11.1888) [16]. Произведен в полковники 28. 3.1893 г. Назначен 05.02.1896 г. Моршанским уездным воинским начальником, а 03.02.1897 г. – Ревельским уездным воинским начальником. Назначен 5.3.1901 г. командиром 62 пехотного Суздальского полка. Уволен от службы «за болезнию» в чине генерал-майора 1.9.1904 г.
За время службы был награжден орденами: Св. Станислава 3 ст. (1879), Св. Анны 3 ст. (1884), Св. Станислава 2 ст. (1888), Св. Анны 2 ст. (1891), Св. Владимира 4 ст. (1895). После выхода в отставку проживал с семьей дочери в Вильне, где и скончался 3.5.1915 г. [17].
Дед ученика, Виктор Горгоньевич (Григорьевич) Рудницкий, родился в 1847 г. Проучившись два года в Строительном училище (ИГИ), оставил его по болезни и малоуспешности и затем окончил полный курс наук в Институте инженеров путей сообщения имени Александра I в 1871 г. В службу вступил в августе 1872 г. в чине коллежского секретаря и был направлен на производство изысканий для железной дороги на участке Харьков-Ворожба. В дальнейшем производил изыскания на ряжско-моршанской, муромско-пензенской, либаво-роменской, динабурго-витебской, екатеринбурго-артамоновской, уральской горнозаводской железнодорожных линиях. Указом Правительствующего Сената от 25.8.1875 произведен за выслугу лет в титулярные советники. Уволен на 3 года в общество Закавказской ж.д. для постройки Бакинского участка с 17.02.1881 г. и на 3 года в общество Владикавказской ж.д. – 30.06.1886 г. Уволен на 3 года из Министерства в распоряжение контрагента по постройке Новороссийского порта с 27.1.1891 г. Назначен штатным инженером VII класса по Министерству путей сообщения с 04.09.1895 г., приказом по гражданскому ведомству от 24.01.1897 г. произведен в коллежские асессоры со старшинством с 04.09.1895 г. Приказом по Министерству зачислен с увольнением в распоряжение полковника Главного Штаба Тизенгаузена для производства изысканий Варшавско-Калишской ж.д. с 08.09.1898 г. [18]. Произведен в надворные советники с 08.09.1900 г.
За отлично-усердную и ревностную службу 16.04.1878 г. был Всемилостивейше пожалован орденом Св. Станислава 3 ст., а 13.04.1897 г. – орденом Св. Анны 3 ст. Последний адрес Виктора Григорьевича в Петербурге (на 1909 г.) – ул. Торговая, 17. Скончался 7 февраля 1909 г. и был похоронен 10 февраля на кладбище Новодевичьего монастыря [19]. Отпевание совершалось в Воскресенской Малоколоменской церкви.
В браке с дворянкой Жозефиной Георгиевной (Егоровной) Крупской (1845–?) родились восемь сыновей: Владимир (1868), Николай (1872), Георгий (1874), Андрей (1875), Павел (1878), Александр (1880), Леонид (1881), Михаил (1886), и единственная дочь Зинаида (1876), в замужестве – Тейхман. Императорским указом от 04.05.1881 г. Виктору Рудницкому было дозволено узаконить детей, прижитых до брака – Владимира и Николая, дозволив им принять фамилию отца и вступить во все права и преимущества по роду и наследию.
Георгий Викторович Рудницкий (1874–1942), окончил Санкт-Петербургскую 6-ю гимназию. В 1893 г. подавал документы на поступление в Санкт-Петербургский университет [20]. С 1894 по 1899 г. обучался в Институте инженеров путей сообщения [21]. В 1914–1917 гг. служил начальником изысканий по обводнению Койбальской степи в Енисейской губернии [22]. Упоминается в адресных книгах Петрограда-Ленинграда за 1923–1940 гг. (инженер, Люблинский пер, д. 8, кв. 4). Последний блокадный адрес – пр-т 25 Октября, д. 23, кв. 9-а. Скончался в январе 1942 г., место захоронения неизвестно [23].
Андрей Викторович Рудницкий (1875–1922) обучался в санкт-петербургской 6-й гимназии; в 1895 г. окончил царскосельскую Николаевскую мужскую гимназию. Окончил Санкт-Петербургский университет [24], служил классным наставником в СПб 6-й гимназии, в музыкальной школе Балтийского флота; в службу в Министерстве путей сообщения вступил в сентябре 1905 г. [25]. Состоял на службе в Управлении по сооружению железных дорог в должности делопроизводителя. Коллежский асессор с 1914 г. Награжден орденом Св. Анны 3 ст. в 1915 г. Похоронен 16.02.1922 г. на кладбище Симбирского Покровского монастыря [26].
Зинаида Викторовна Рудницкая (1876–?) обучалась в санкт-петербургской Екатерининской женской гимназии в 1887–1893 гг. [27]. В 1898 г., 10 мая, в церкви Николая Чудотворца при ремесленном училище Цесаревича Николая сочеталась браком [28] с инженером путей сообщения, лютеранином Фридрихом-Эмилем-Давыдом Тейхманом. Поручителями по женихе были ее братья Георгий и Николай Рудницкие, по невесте – Владимир Рудницкий. В 1901 г. у супругов Тейхман родился сын Евгений, в 1902 г. – сын Георгий [29]. Евгений Федорович Тейхман является основателем ленинградской «атомной династии» Роледер-Тейхманов [30].
Павел Викторович Рудницкий (1878–?) окончил санкт-петербургскую 6-ю гимназию в 1896 г., подавал документы в Санкт-Петербургский университет [31]. Окончил Институт инженеров путей сообщения в 1901 г. [32]. Служил по Министерству путей сообщения: [33] помощником столоначальника IX класса в искусственном отделении Правления СПб округа с 30.06.1901 г., штатным инженером VIII класса и начальником участка службы пути Московско-Курской и Нижегородской ж.д. с 15.01.1908 г. В Туле в 1904 г. у супругов Павла Викторовича и Марии Александровны Рудницких родился сын Виктор, восприемником которого стал его дед Виктор Григорьевич Рудницкий [34]. Инженер Павел Рудницкий был произведен в титулярные советники со старшинством с 20.2.1910 г. Уволен согласно прошению с причислением к Министерству путей сообщения и прикомандированием к Управлению ж.д. и производством в чин коллежского асессора 1.6.1913 г.
Александр Викторович Рудницкий (1880 – после 1955) окончил санкт-петербургскую 5-ю гимназию в 1898 г., подавал документы на математическое отделение Санкт-Петербургского университета [35]. В 1899 г. был принят в Институт инженеров путей сообщения, который окончил в 1904 г. [36]. В том же году откомандирован на строительство КВЖД. В 1913 г. в чине коллежского асессора, награжден орденом Св. Станислава 3 ст. В 1913–1920 гг. был откомандирован во Владивосток для строительства второго пути Уссурийской железной дороги. С 1929 г. постоянно жил в Харбине, инвалид, работы не имел [37]. В 1950-е гг. содержался в доме престарелых во Владивостоке [38].
Леонид Викторович Рудницкий (1881–1937) окончил санкт-петербургскую 5-ю гимназию. В 1904 г. подавал документы в Санкт-Петербургский университет [39], обучался в Институте инженеров путей сообщения [40], с 1910-х – работал на строительстве железных дорог: Мурманской, Уссурийской и Амурской. В конце 1920-х гг. находился в Хабаровске, работал на дальневосточном транспорте. Был арестован 2 марта 1930 г. по обвинению во вредительстве и заключен в одиночную камеру Хабаровского изолятора. Приговорен 27 августа 1930 г. к 5 годам ИТЛ; 12 октября отправлен в лагерь под Хабаровском. Летом 1931 г. арестован в лагере, 18 августа приговорен к новым 10 годам ИТЛ [41]. В сентябре 1931 г. переведен в Дальлаг; работал техником на предприятии "Дальгосрыбтрест" во Владивостоке. Реабилитирован 21 декабря 1999 г. по заключению Прокуратуры Омской области по Закону РФ от 18.10.1991 г. [42].
Владимир Викторович Рудницкий (1868–?) состоял на частной службе в Тульской губернии. В 1902 г. обвенчался в Туле с крестьянкой Крапивенского уезда Иустинией Владимировной Колгановой, в браке родились дочери Зинаида (1903) и Ольга (1905) [43]. В 1909–1914 гг. служил техником на Ижорском заводе, проживал в Колпино. Его дочь, Зинаида Викторовна Рудницкая – участница Великой Отечественной войны [44], с июня 1941 г. служила в эвакогоспитале № 1404.
Михаил Викторович Рудницкий (1886–1970) окончил Санкт-петербургскую 5-ю гимназию, в 1904 г. подавал документы в Санкт-Петербургский университет [45], обучался в Институте инженеров путей сообщения [46]. В 1914 г. – инженер IX класса, не имеющий чина, был откомандирован на КВЖД [47]. В 1916 г. награжден орденом Св. Станислава 3 ст. В эмиграции в Китае, после 1945 г. – в Гонконге. Был женат на Фелиситас Вай-Фонь-Чан, имел единственную дочь Марию. Похоронен на католическом кладбище Св. Михаила в Гонконге [48].
Николай Викторович Рудницкий (1872 – после 1939), отец героя нашего очерка, в 1891 г. окончил курс санкт-петербургской 6-й гимназии. Поступил в Институт инженеров путей сообщения и выпущен в 1896 г. Как вольноопределяющийся 1 разряда был зачислен кондуктором 2 класса унтер-офицерского звания в Николаевское инженерное училище с 1.10.1896 г., уволен в запас – 30.9.1897 г. [49].
Будучи принят в штат МПС, был направлен в службу пути Варшавской железной дороги, где познакомился с будущей женой – Антониной-Казимирой Адамовной, урожденной Малечинской, в то время бывшей замужем за инженером-путейцем Стефаном Клоссовским. Брак супругов Клоссовских был расторгнут в 1899 г. С.-Петербургской евангелическо-лютеранской консисторией по неверности супруги, у которой 24 августа 1898 г. родился сын Александр [50]. Крещен он был только спустя два года, после того как Николай Рудницкий и Антонина Клоссовская были обвенчаны по православному обряду [51], и усыновлен своему фактическому отцу после вступления его в законный брак.
При венчании поручителями по женихе были выпускник СПб университета дворянин Андрей Викторович Рудницкий и титулярный советник Евгений Сергеевич Каратыгин, по невесте – коллежский асессор Сергей Сергеевич Каратыгин и инженер путей сообщения Фридрих Оскарович Тейхман. Адресом проживания коллежского секретаря Н.В. Рудницкого был в это время д.1, кв. 61 по ул. Казначейской. С 1901 г. Николай Рудницкий состоял начальником 5-й дистанции службы пути Петербургско-Варшавской ж.д., где 17 августа 1901 г. произошло чрезвычайное происшествие – крушение экстренного поезда № 63, в котором следовала Великая княгиня Александра Иосифовна. Н.В. Рудницкий был привлечен к уголовной ответственности, признан не справившимся со своими служебными обязанностями и 01.03.1902 г. уволен со службы [52]. В 1901 г. в кафедральном Свято-Николаевском соборе города Вильно был крещен младший сын супругов Рудницких – Георгий, родившийся 2 июля 1901 г. [53]. В дальнейшем, уже в эмиграции во Франции, он унаследует фамильную профессию и станет деловым партнером отца в инженерно-строительной фирме. Скончался Георгий Николаевич в возрасте 90 лет 31.05.1992 г. в коммуне Отвиль-Лонес во Франции.
В 1903–1904 гг. инженер Рудницкий выполнял ряд работ в столице по службе в СПб городской комиссии [54]: по защите от наводнений Галерной гавани и в целом Васильевского острова и устройстве в этом районе керамической канализационной сети; по углублению русла Обводного канала, Лебяжьего канала, рек Монастырки и Таракановки; по составлению докладов о реорганизации СПб речной полиции и постановке судового технического надзора; по проекту бетонной Калашниковской набережной; по промерам ряда каналов для их расчистки.
В 1904 г. Николай Рудницкий был вновь принят в штат МПС: ему была предоставлена должность младшего инженера технического отдела в службе пути Московско-Киевско-Воронежской ж.д.
В 1909 г. Н.В. Рудницкий участвовал в проекте строительства эстакадных и тоннельных линий городского электрического транспорта (совместно с И.П. Табурно, Г.О. Графтио, Д.Д. Белаго) [55]. Четырьмя инженерами был представлен детальный проект, как городских линий, так и перестройки существующих участков железной дороги, потребного подвижного состава, гидроэлектрических сооружений на реке Волхове, а также линии передачи электрической энергии высокого напряжения и трансформаторных станций. В это же время Николай Викторович служил представителем Общества подъемных откатных мостов «Шерцер». Инженеры Рудницкий и Графтио в этот период были и соседями по дому № 24/10 на Каменноостровском проспекте, принадлежавшем Е.Ц. Кавосу и в 1907 г. надстроенном двумя этажами по проекту ученика Л.Н. Бенуа, архитектора В.М. Андросова [56].
В 1910 г. происходят кардинальные перемены в семейной жизни инженера Рудницкого: в апреле он возбуждает ходатайство перед С.-Петербургской духовной консисторией о расторжении своего брака в связи с фактическим существованием другой семьи и ожидаемым прибавлением семейства.
В августе 1910 г. развод с Антониной Адамовной уже официально оформлен, а 30 ноября у новой супруги инженера Рудницкого, Елены Николаевны Вердеревской (1885–?), родилась дочь Ирина. Крещена она была 24.02.1911 в церкви Благовещения Пресвятой Богородицы в Старой Деревне [57], а восприемниками были лейтенант флота Роман Николаевич Вердеревский (брат матери) и жена инженера путей сообщения Зинаида Викторовна Тейхман (сестра отца). Проживало семейство в этот период в Новодеревенском участке, по ул. Набережной д. 14-16-18.
Сын Александр остался жить с матерью в квартире на Каменноостровском проспекте. В 1909 г. был принят пансионером в школу совместного обучения Левицкой в Царском Селе [58]. Затем, вероятно, по совету шурина, Дмитрия Николаевича Вердеревского, чей сын Павел в 1910 г. перешёл в 4 класс Реального отделения гимназии Мая, Николай Викторович перевёл туда же во 2-й класс гимназического отделения и сына Сашу. Вскоре Александр перешёл на Реальное отделение школы К.Мая.
Одновременно с Александром в школе К.Мая учились (указаны будущие профессии, чины и звания): палеонтолог, чл.-корр. АН Казахской ССР Николай Лазаревич Бубличенко (1899–1990), морские офицеры Павел Сергеевич Савицкий (1895–?) и Сигизмунд Матеушевич Жонголович (1897–1935), почвовед, профессор, поэт Георгий Алексеевич Ливеровский (1898–1983), горный инженер-химик Павел Александрович Овтрахт (1898–1962), инженер, профессор Леонид Михайлович Тихвинский (1897–1976) и другие.
В 1910–1914 гг. группой инженеров (А.П. Пшеницкий, Д.Я. Акимов-Перетц, при участии Н.В. Рудницкого) велись проектные и строительные мостовые работы по заказу общества Путиловских заводов. Доклад о необходимости постройки для нужд порта на Гутуевском острове был представлен городской думе еще в 1907 г. [59]. Мост строился однопролетным, металлическим, под углом 75 градусов к устью реки Екатерингофки. Устои моста были выполнены из бутовой кладки и облицованы гранитом. Разводная система (двукрылый разводной пролет с противовесами) была выполнена под руководством инженера Рудницкого чикагской фирмой «The Sherzer Rolling Lift Bridge Company». Из-за начавшейся войны фактический пуск моста в эксплуатацию состоялся лишь 18 марта 1917 г. [60]. Групповая фотография участников строительства сохранилась в архивах Санкт-Петербурга [61].
К следующей своей работе Николай Викторович Рудницкий приступил в Крыму. В ходе проведения железнодорожной ветки Сарабуз-Евпатория (Крым) возник проект проведения подъездного пути от станции Евпатория-Главная к проектируемой станции Евпатория-Курорт, что обеспечивало отдыхающим более комфортный подъезд к городским курортным пунктам. 14 апреля 1916 г. был подписан договор между инженером Николаем Викторовичем Рудницким и Управлением Южных железных дорог о подряде на постройку Евпаторийской курортной ветки [62]. Дочь и жена Н.В. Рудницкого последовали за ним в Крым, еще не зная, что навсегда покидают Петроград.
Второго августа 1917 г. в Евпатории родилась, а 19 сентября в городском кафедральном соборе была крещена младшая дочь супругов Рудницких – Лидия. Восприемниками были контр-адмирал Дмитрий Николаевич Вердеревский и жена инженера-технолога Лидия Платоновна Гончарова. Командующий Балтфлотом Д.Н. Вердеревский, помимо встречи с сестрой и крещения племянницы, летом 1917 г. навестил отдыхавших в Крыму супругу с младшими детьми – Дмитрием и Еленой (но больше им уже не суждено было быть вместе, как и Николай Викторович Рудницкий никогда больше на встречался со старшим сыном).
В 1916 г. завершилось обучение Александра Рудницкого в Реальном училище Карла Мая. На групповой фотографии выпуска только он и Яков Викторов запечатлены в штатских костюмах, все остальные – уже в форме военного образца. В октябре 1918 г. Александр Рудницкий, проживавший по адресу: Александровский пр. 15 кв. 3, подал документы на математическое отделение Петроградского университета [63]. Был зачислен в число студентов 1 ноября 1918 г., 5 ноября ему выдано удостоверение в Комиссариат по военным делам для получения отсрочки от воинской службы. Более поздних сведений о судьбе Александра Рудницкого на текущий момент не найдено.
Семья его отца пополнила ряды русских эмигрантов во время исхода из Крыма. В 1921 г. им удалось обосноваться во Франции, где инженер Рудницкий в 1921–1923 гг. состоял членом «Союза русских инженеров во Франции» [64]. В это же время в приморском курортном местечке Ла-Напуль была образована фирма «Николай Рудницкий и сын», которая в 1924-25 гг. выполняла проектирование и строительство в Каннах одного из первых послевоенных зданий города – виллы «Бастид-де-Риу», возведенной из железобетона и природного камня [65].
Супруге Николая Викторовича на чужбине пришлось осваивать новые трудовые навыки – она приобрела практический опыт по косметическому массажу [66], который сделал ее весьма востребованным специалистом на новом и окончательном месте пребывания – в Алжире, где инженер Рудницкий получил подряд на дорожные и мостовые работы.
Дочери Рудницкого Ирина и Лидия, вместе с девочками из других семей русской колонии – Крулич, Трухмановыми, Ухиными, Льдиновыми, участвовали в театрализованных вечерах, привлекая внимание своей отточенной пластикой [67]. Дальнейшие успехи на этом поприще были связаны у Ирины с выступлениями в варьете Алжира и Лазурного берега в составе танцевального дуэта [68]. Лидия стала манекенщицей одного из французских модных домов [69].
Со временем инженер Рудницкий, к сожалению, потерял работу по специальности (прежде всего, ввиду отсутствия французского гражданства).
Последние сведения о нем датированы 1939 г., когда он проживал в Эль-Биаре на вилле «Марсель» и пытался найти спонсора для испытания своей системы игры на рулетке. Выдавая необеспеченные чеки он, в конце концов, стал ответчиком по судебному иску своего делового партнера, архитектора Барбье из Касабланки [70] и был оштрафован. Дочери Николая Викторовича после войны окончательно перебрались во Францию, где им была суждена долгая жизнь: Ирина скончалась 10 июня 2003 г. в коммуне Франш-Виль в возрасте 93 лет, Лидия дожила до 95 лет и умерла 9 июля 2012 г. в городе Тур.

Источники:
1. Żołtowska, J. Inne czasy i inni ludzie / J. Żołtowska. – Londyn : Polska Fundacja Kulturalna, 1998.
2. Ф. Чернявский. Урядники Минского воеводства.- Мн. : Ольдеран, 2007.
3. Минские губернаторы, вице-губернаторы и губернские предводители дворянства, 1793-1917 : биографический справочник / Департамент по архивам и делопроизводству Министерства юстиции Республики Беларусь, Национальный исторический архив Беларуси; [составитель: Ю.Н. Снапковский редакционная коллегия: В.И. Адамушко и др.]. - Минск: Беларусь, 2016.
4. ЦГИА СПб Ф.14 Оп.3 Д.35316 ЛЛ.6-11. Формулярный список о службе титулярного советника, инженера путей сообщения Рудницкого В.Г.
5. Высочайшие приказы о чинах военных за первую половину 1849г. Приказ от 8 февраля.
6. Список майорам по старшинству на 1855 год. 7.Сенатские объявления о запрещениях на имения. С.-Петербург, 6 декабря 1847г.
8. Переписка автора с правнучкой А.Г. Рудницкого Мариной Хаккун-Левиковой (Франция).
9. Центральный государственный исторический архив Киева Ф. 481 Оп. 3 Д. 414, 423, 460, 486.
10. Список дворян, внесенных в дворянскую родословную книгу Полтавской губернии. – Полтава, 1898.
11. ЦГИА СПб Ф. 184 Оп. 1 Д.681.
12. ЦГИА СПб Ф. 184 Оп. 2 Д. 525.
13. Юбилейный сборник о деятельности бывших воспитанников Инст.гражд.инж. (Строит. Уч.) 1872-1892. – СПб., 1893.
14. РГВИА Ф. 395 Оп. 49 Д. 1309.
15. РГВИА Ф. 409 Оп. 1 Д.132782 Послужные списки генералов, штаб- и обер-офицеров 1-го Лейб-гвардии Стрелкового батальона на 07.01.1895, С.16.
16. ЦГИА СПб Ф. 19 Оп. 128 Д. 18; ЦГИА СПб Ф. 19 Оп. 128 Д. 74; ЦГИА СПб Ф. 19 Оп. 128 Д. 106.
17. Государственный исторический архив Литвы Ф. 605 Оп. 14 Д. 55 Л. 33об-34.
18. РГИА Ф. 229 Оп. 19 Д. 2565, 2566.
19. Маркина Н. Л., Рогулина Н. В., Савинская Л. П., Шмелева О.А. Новодевичье кладбище. СПб.: "Белое и черное", 2003.
20. ЦГИА СПб Ф.14 Оп. 3 Д. 30249.
21. ЦГИА СПб Ф. 381 Оп. 1 Д. 582.
22. Весь Петроград на 1917г.: адресная и справочная книга г. Петрограда. – [СПб.] : издание т-ва А.С. Суворина – "Новое время", 1917.
23. Блокада. Том 26.
24. ЦГИА СПб Ф.14 Оп.3 Д.31667.
25. Список личного состава Министерства путей сообщения. Петроград, 1916.
26. http://aleksii-skala.narod.ru/book34.htm#Р
27. ЦГИА СПб Ф. 311 Оп. 1 Д. 70,81,95,110.
28. ЦГИА СПб Ф. 19 Оп. 127 Д. 783.
29. ЦГИА СПб Ф. 19 Оп. 127. Д. 1118; Ф. 19 Оп. 127 Д. 1301.
30. http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=print&sid=6044
31. ЦГИА СПб Ф. 14 Оп. 3 Д. 32929.
32. ЦГИА СПб. Ф. 381. Оп. 1. Д. 584.
33. РГИА Ф. 229 Оп. 19 Д. 2569, 2570.
34. Госархив Тульской области Ф. 93 Оп. 2 Д. 945
35. ЦГИА СПб Ф. 14 Оп. 3 Д. 35316.
36. ЦГИА СПб Ф. 381 Оп. 1 Д. 588.
37. Н.П. Крадин, М.Е. Базилевич. Архитекторы и инженеры Дальнего Востока. Творческая деятельность архитекторов и инженеров – выпускников столичных учебных заведений – в Забайкалье, Якутии, Приамурье, Приморье и Китае. – Владивосток, Изд-во ТОГУ, 2019
38. Хисамутдинов А.А, Российская эмиграция в Азиатско-Тихоокеанском регионе и Южной Америке. Био-библиографический словарь. – Владивосток, 2000
39. ЦГИА СПб Ф. 14 Оп. 3 Д. 42899.
40. ЦГИА СПб Ф. 381 Оп. 1 Д. 594.
41. ГАРФ Ф. Р-8409 Оп. 1. Д. 792 С. 78-82.
42. «Хотелось бы всех поименно назвать». Книга-мартиролог/В 6 т.- Хабаровск, 1997-2004.
43. Госархив Тульской области Ф. 93 Оп. 2 Д.1, 5, 833.
44. https://1418museum.ru/heroes/16716687/
45. ЦГИА СПб Ф. 14 Оп. 3 Д. 42586.
46. ЦГИА СПб Ф. 381 Оп. 1 Д. 594.
47. РГИА Ф. 229 оп.19 д. 2566
48. https://www.findagrave.com/memorial/235850129/mikhail-victorich-roudnitzky
49. РГИА Ф.229 Оп.19 Д.2567.
50. ЦГИА СПб Ф. 19 Оп. 127 Д. 995 (кадр 126).
51. ЦГИА СПб Ф. 19 Оп. 127 Д. 1004 (кадр 72).
52. РГИА Ф. 229 Оп. 19 Д. 2568.
53. Государственный исторический архив Литвы Ф. 605 Оп. 14 Д. 63 л. 42.
54. ЦГИА СПб Ф. 921 Оп. 98 Д. 506.
55. О проекте возвышенных электрических железных дорог в Петербурге // Мир транспорта. – 2017. – № 3. – С. 247-250.
56. Привалов В.Д. Каменноостровский проспект. – М.: Центрполиграф, 2005.
57. ЦГИА Ф. 19 Оп. 127 Д. 2560 (кадр 45).
58. Школа Левицкой, Царское Село. Отчет за весеннее полугодие 1910 воспит-ка II вз класса Рудницкого Александра.
59. «Зодчий». 1907, вып. 37, с. 395.
60. Л.П. Дивинская. Из истории Гутуевского острова/В кн.: «Встречи на Петергофской дороге. Краеведческое издание». С.40-48.- СПб.: ЦБС Кировского р-на, 2016.
61. ЦГАКФФД СПб. Фотодокумент Е 1517.
62. Сенин А.П. Евпатория и железнодорожные проекты начала ХХ века/Ученые записки Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского. Серия Исторические науки. – 2011.
63. ЦГА СПб. Ф. Р-7240 Оп. 2 Д. 3086.
64. В жерновах революции. Российская интеллигенция между белыми и красными в пореволюционные годы: Сб. док. и материалов / Рос. гос. архив соц.-полит. истории; Под ред. проф. М.Е.Главацкого. С. 79.— М.: Русская панорама, 2008.
65. https://actuacity.com/cannes_06150/monuments/maison-dite-bastide-du-riou_206366.
66. L’Echo d’Alger: journal républicain du matin – 1927/12/24.
67. L’Echo d’Alger: journal républicain du matin – 1929/07/10.
68. L’Echo d’Alger: journal républicain du matin – 1928/02/27.
69. Paris-Alger magazine. Revue mensuelle de la femme – 1934/01/01.
70. Alger Républicain – 1939/06/15.


Биографическая страничка подготовлена Н.И. Юдиной (Москва) и Н.Б. Валиевой (С.-Петербург) ©.
31.10.2022

При использовании материалов ссылка на статью обязательна в виде: «Н.И. Юдина, Н.Б. Валиева. Биографическая страничка Александра Николаевича Рудницкого – URL: http://kmay.ru/sample_pers.phtml?n=2730 (дата обращения)»  


Дополнительные материалы:

Фотолетопись:
Поиск учеников школы


 




12.04
День рождения Евгения Борисовича Белодубровского - литературовед, библиограф, собиратель истории школы Карла Мая, соавтор первого издания о истории школы. 1941
17.04
День рождения бывшего ученика нашей школы, космонавта испытателя Андрея Борисенко



















2009-2020 ©
Разработка и сопровождение сайта
Яцеленко Алексей