Главная     История     Персоны     Фотолетопись     Публикации     Новости     Музей     Гостевая книга     Контакты

Персоны

Ученики. Годы учёбы
1856-1918     1918-1937     1937-1944     1944-2009    
Педагоги. Годы работы
1856-1918     1918-1937    
1937-1944     1944-2006    



Периоды:





23.4.2024
Дорогие друзья и коллеги! В сборнике материалов конференции "Право на имя. 2023 г." опубликована статья о бывшем ученике гимназии К.Мая архитекторе А.А.Бруни: М.Т. Валиев. Академик архитектуры Александр Александрович Бруни (1860-1911) // Право на имя. Биографика 20 века. СПб.: Фонд Иофе, 2024. C. 3-13.
15.4.2024
На сайте размещена неординарная биографическая страничка Александра Николаевича Муратова, учившегося в гимназии К.Мая в 1901-1902 гг.
9.4.2024
На сайте размещены биографические странички братьев Вычегжаниных: художника Петра Владимировича Вычегжанина, учившегося в нашей школе в 1918-1924 гг. и участника Великой Отечественной войны Георгия Владимировича Вычегжанина, учившегося в нашей школе в 1917-1924 гг.
9.4.2024
В течение нескольких лет наш коллега, Михаил Иванович Еременко ( Санкт-Петербург), передаёт нам информацию о захоронениях бывших учеников и педагогов школы в Колумбарии при Санкт-Петербургском Крематории. Благодаря Михаилу Ивановичу найдены десятки мест упокоения. В очередном письме мы получили информацию о дате кончины и месте упокоения участника Великой Отечественной войны Михаила Сергеевича Якубова (1908 - 1984) . Благодарим Михаила Ивановича за важный и бекорыстный труд по увековечиванию памяти наших соотечественников.




Кербер Леонид Людвигович


Леонид Львович Кербер

1903 — 1993

авиаконструктор

доктор технических наук

Лауреат Ленинской и Государственной премий

награжден двумя орденами Ленина, Орденом Великой отечественной войны I степени,
Красной Звезды, медалями

учился в гимназии в 1912-1913 г.


Леонид Кербер родился 3(17) июня 1903г. в Санкт-Петербурге в семье вице-адмирала Людвига Бернгардовича Кербера, чей отец Бернгард Кёрбер, в свою очередь, был профессором судебной медицины Дерптского университета. В гимназию К.Мая Леонид поступил в 1912 году. В этом же году седьмой класс реального училища К.Мая закончил Виктор Кербер, старший брат Леонида. Вслед за старшим братом Леонид увлёкся авиацией, приобретавшей в те годы нарастающую популярность. В гимназии Лёня учился недолго, только в 1912/1913 учебном году, и вряд ли она мало-мальски заметно отразилась на его судьбе. Но по содержанию жизни, по тому, как он поступал в тех или иных ситуациях, нередко очень непростых — Л.Л. Кербер, безусловно, принадлежит к когорте самых ярких, самых значительных «майских жуков». Социальное происхождение не позволило ему получить не только высшее, но даже законченное среднее образование. После революции, когда отец уже умер, а семью выселили в г. Луга, Леонид был принят на должность телефониста лужского артиллерийского полигона, откуда попал в состав XI Петроградской дивизии Красной Армии, которая вела бои с белополяками. Весной 1921 г. молодой связист оказался среди тех, кому было предписано подавить восстание кронштадтских матросов против коммунистической диктатуры — ему довелось прокладывать по льду Финского залива линию связи материка с крепостью. Вскоре после этого Л.Л. Кербер демобилизовался и уехал в Таганрог к старшему брату, а оттуда вместе с ним в Москву, где стал заниматься установкой радиоаппаратуры на самолётах и отработкой систем радиосвязи. Важной вехой в его жизни стало участие в полётных испытаниях новой радиостанции, предназначенной для использования на самолёте АНТ-25, который готовили к рекордному перелёту в США. Отличная работа радиоаппаратуры вызвала интерес у главного конструктора этого самолёта, и вскоре состоялась встреча Л.Л. Кербера и А.Н. Туполева. С этих пор судьба Леонида Львовича оказалась навсегда тесно связанной с выдающимся авиаконструктором XX века. Сфера основных интересов Л.Л. Кербера лежала в области радиооборудования авиации, и здесь он был не только одним из теоретиков-пионеров — им написана первая отечественная работа «Самолётные средства радионавигации и средства их эксплуатации», — но и прекрасным практиком. Он был включён в качестве радиста в состав экипажа С.А. Леваневского, который должен был совершить первый в истории авиации беспосадочный перелёт из Москвы на Аляску. Но здесь произошло то, чему лучше всего соответствует русская поговорка «нет худа без добра». Из-за доноса одного из сослуживцев, проявившего «бдительность» в отношении происхождения члена рекордного экипажа, Л.Л. Кербера отстранили от полёта. Как известно, самолёт С.А. Леваневского таинственно погиб… А Леонид Львович продолжал трудиться над совершенствованием радиообеспечения самолётов. Однако поступательное развитие технического процесса было жестоко и необоснованно прервано. Сначала 21 октября 1937 г. арестовали А.Н. Туполева, а в апреле 1938 г. в Кулойлаге на лесозаготовках оказался и его ведущий радиоконструктор. Когда же власти поняли, что стране нужны новые боевые самолёты и при создании их не обойтись без специалистов, находящихся в заключении, во внутренней тюрьме НКВД в Москве было создано конструкторское бюро во главе с А.Н. Туполевым. В числе соратников, по рекомендации главного конструктора вызванных из лагерей для работы в этой организации (шарашке), наряду с В.М. Петляковым (1891–1942), С.П. Королёвым и другими, был и радиоспециалист Л.Л. Кербер, сменивший таким образом пилу и топор на логарифмическую линейку и кульман. В этих условиях был создан лучший ближний бомбардировщик второй мировой войны — ТУ-2 и пикирующий бомбардировщик «103». Их электро- и радиооборудование — результат работы Л.Л. Кербера и сотрудников его бригады. В 1941 г. творцов самолётов начали, наконец, освобождать: 5 мая стал вольным и Л.Л. Кербер и уже в этом качестве продолжил свою работу в конструкторском бюро А.Н. Туполева, с которого сняли обвинения несколько позже, в июле того же года. Все последующие годы вплоть до окончания трудовой деятельности в 1968 г. Леонид Львович являлся непосредственным руководителем проектов электро- и радиооборудования всех типов самолётов, выпускавшихся А.Н. Туполевым, в том числе таких широкоизвестных как ТУ-104, ТУ-124, ТУ-134, ТУ-144, ТУ-154. Заслуги Л.Л. Кербера в развитии отечественной авиации были высоко оценены — с 1952 г. он являлся заместителем Генерального конструктора, в 1951 г. его удостоили Государственной премии (Сталинской премии I степени), а в 1957 г. один из крупнейших авиаконструкторов страны стал лауреатом Ленинской премии. Особого уважения заслуживает тот факт, что такого высокого положения он сумел достичь только за счёт своего необыкновенного трудолюбия, таланта и, конечно, непрерывного самообразования; вспомним — ведь формально ему не пришлось даже окончить школу. В 1964 г. Высшая аттестационная комиссия приняла беспрецедентное решение: учитывая особые заслуги Л.Л. Кербера, присудила ему без защиты учёную степень доктора технических наук. Когда же мэтр оказался на заслуженном отдыхе, то, погрузившись в воспоминания, взялся за перо и проявил себя как талантливый мемуарист. Результатом этого труда были сначала несколько журнальных публикаций, а затем — замечательная монография «Туполев», посвящённая его знаменитому руководителю. Когда Леонида Львовича не стало, известный журналист Ярослав Голованов в газете «Известия» опубликовал некролог под заголовком «Великий неизвестный», что, бесспорно, как нельзя лучше характеризует патриарха отечественного самолётостроения.

Благодарим Георгия Артемьевича Копытова, внука В.Л.Кербера, за предоставленную информацию
1 февраля 2014 года состоялась встреча с Георгием Артемьевичем Копытовым. В течение многих лет Георгий Артемьевич по крупицам собирал фамильную историю. В результате на свет появилось двухтомное издание, отражающее шестивековую историю рода. Без преувеличения этот труд можно отнести к разряду уникальных. Георгий Артемьевич передал в дар музею экземпляр своего труда:




Материал информационной странички сайта основан на книге Н.В.Благово. Школа на Васильевском острове. Ч.1.СПб., Наука, 2005

При подготовке информационной странички были использованы материалы сайта http://ru.wikipedia.org/

Информационную страницу сайта подготовил М.Т. Валиев


Дополнительные материалы:

Фотолетопись:
Поиск учеников школы


 




12.04
День рождения Евгения Борисовича Белодубровского - литературовед, библиограф, собиратель истории школы Карла Мая, соавтор первого издания о истории школы. 1941
17.04
День рождения бывшего ученика нашей школы, космонавта испытателя Андрея Борисенко



















2009-2020 ©
Разработка и сопровождение сайта
Яцеленко Алексей