Главная     История     Персоны     Фотолетопись     Публикации     Новости     Музей     Гостевая книга     Контакты

Персоны

Ученики. Годы учёбы
1856-1918     1918-1937     1937-1944     1944-2009    
Педагоги. Годы работы
1856-1918     1918-1937    
1937-1944     1944-2006    



Периоды:





13.12.2017
На сайте выставлена обновленная биографическая страничка Бориса Алексеевича Муромцева, учившегося в реальном училище К.Мая в 1909-1915 гг. и преподававшего в нашей школе химию в 1920-х гг.





Виктор Львович (Людвигович) 

        Кербер (Корвин) 


13(26).12.1894 – 17.07.1970 


авиаконструктор 


выпускник реального училища
К.Мая 1912 г.






Виктор Кербер родился 26 (13) декабря 1894 г. в Санкт-Петербурге в семье вице-адмирала Людвига Бернгардовича Кербера, чей отец Бернгард Кёрбер, в свою очередь, был профессором судебной медицины Дерптского университета. Виктор поступил в младший приготовительный класс гимназии осенью 1902 г., учился средне. Благодаря деятельности авиационного кружка Виктор вместе со своим другом гимназистом Николаем Фаусеком увлёкся авиацией, приобретавшей в те годы нарастающую популярность. В 1912 г. получил свидетельство об окончании седьмого (дополнительного) класса реального училища. Для продолжения образования он поступил в Институт инженеров путей сообщения, но не окончил его, т.к. после начала войны с Германией, испытывая, как и многие другие представители молодёжи, патриотический подъём, подал заявление о переводе в Пажеский корпус. Окончив 1 мая 1915 ускоренный курс корпуса был выпущен в Лейб-гвардии Егерский полк. С сентября 1915 года в Действующей армии Западного, затем Юго-западного фронта В составе Лейб-гвардии Егерского полка участвовал в Брусиловском прорыве. В боях за Ковель в районе дер. Свинюхи штабс-капитан В.Л. Корвин был контужен, после чего оказался на лечении в госпитале в Петрограде. В это же время в октябре 1916 года изменил фамилию на Корвин-Кербер, что было связано со служебной необходимостью у отца. После излечения откомандирован в Бакинскую офицерскую школу морской аквиации. С окончанием школы летом 1917 г., получил звание «Морского летчика» как успешно освоивший лётное дело, оставлен в ней инструктором. Интересно отметить, что одновременно с В.Л. Корвин-Кербером в Бакинской школе учился его школьный друг Депп Павел Евгеньевич (1894 – 1918), трагически погибший 15.09.1918 г. во время перелета из Баку в Красноводск на самолете "Фарман-30". По рассказу внука Виктора Львовича Кербера, Георгия Артемьевича Копытова, дед очень любил своего друга и однокашника, Павла Деппа, тяжело переживал его гибель и даже своего сына назвал в честь друга Павлом. Оба друга стали одними из первых российских морских летчиков. 

В.Л. Корвин-Кербер воевал против турок, затем в Донском авиадивизионе белых. В 1919 г. Виктор Львович демобилизовался, переехал в Таганрог, где возглавил производство местного авиазавода. С этих пор В.Л. Корвин на протяжении всей жизни занимался проектированием самолётов различного назначения. Уже в 1921 г. он, совместно с Н.Г. Михельсоном и М.М. Шишмарёвым, создаёт первый отечественный морской истребитель «Рыбка», после чего молодого авиаконструктора перевели в Москву, где он стал работать на заводе «Дукс» в конструкторском бюро Н.Н. Поликарпова (1892–1944) и Д.П. Григорович (1883–1938). Участвовал в создании истребителей И-1 и И-2. В 1924 г. в составе Отдела морского опытного самолетостроения (ОМОС) под руководством Григоровича был переведен в Ленинград на завод «Красный летчик». Участвовал во всех разработках ОМОС. В 1925 г., совместно с инженером А.Н. Седельниковым создал авиетку СК-1 (Седельников–Корвин) и лично провёл её испытания. После перевода в конце 1927 г. ОМОС в Москву, остался в Ленинграде, где в 1928 г. совместно с инженером В.Б. Шавровым в собственной квартире (!) на берегу Большой Невки построил первую советскую амфибию!!! Тем временем волны репрессий против «бывших» усиливались, и в 1928 г. В.Л. Корвина арестовали. Но всё же нашли возможным использовать не на лесоповале, а в особом конструкторском бюро («шарашке»), Здесь под руководством осужденных Д.П. Григоровича и Н.Н. Поликарпова осенью 1929 г. было создано ЦКБ 39 ОГПУ, где работали почти все сотрудники бывшего ОМОС и завода «Дукс» Результатом конструкторской мысли заключённых стал самый быстроходный истребитель И-5, имевшего на киле литеры «ВТ» (внутренняя тюрьма!), по завершении испытаний которого 7 июля 1931 г. его создатели вновь обрели свободу. Опыт и талант Виктора Львовича тут же были вновь востребованы — он стал главным инженером авиазавода в Воронеже, затем в Ленинграде на заводе Марти создавал дальний морской арктический разведчик (ДАР). В 1936 г. возглавлял коллектив инженеров авиазавода в Севастополе, а с 1938 г. на протяжении тридцати лет, за вычетом службы в морской разведке в 1942–1944 гг., один из крупнейших специалистов по гидросамолётостроению трудился, занимая разные руководящие должности, на одном из ленинградских авиазаводов. 

Во второй половине 1960-х годов, когда в школе, по инициативе завуча А.С. Батуриной, стал создаваться музей, состоялась встреча выпускников. Антонина Степановна вспоминает: «На сцену легко взбежал пожилой человек с походкой очень молодого. Когда присутствующие услышали, что он окончил реальное училище в 1912 г., они встретили это сообщение аплодисментами. Чувствовалось, что человек рад встрече, рад мысли и решению о музее; обещал помочь, и слова свои сдержал. Виктор Львович участвовал в каждом заседании организационного совета у завуча, был ближайшим, постоянным другом пионерской организации. Он часто бывал в школе: с одним классом едет в театр, с другим — на лыжные соревнования, с третьим встречает кого-либо из ветеранов или подскажет ребятам, кого поздравить. Так, например, школьники ездили на юбилей и поздравляли стихами старейшую учительницу В.П. Фан-дер-Флит. Так было до конца его жизни. Виктор Львович отличался хорошим воспитанием и внимательным отношением к людям, особенно к тем, которые нуждались в помощи, он был очень добрым человеком, необыкновенным коллективистом. Ему была свойственна обязательность в любой работе, особенно это проявлялось, когда музей готовился к открытию. Он не скрывал, что был репрессирован, и подробно рассказывал о том, как А.Н. Туполев организовал конструкторское бюро, о том, как главный конструктор очень смело разговаривал с И.В. Сталиным. В.Л. Кербер помнил многих учителей, у которых учился, учеников, с которыми был в одном классе. Показывал парту, за которой сидел Н.П. Горбунов: на четвёртом этаже в первом классе за дверью, вторая парта слева. Он хотел добиться того, чтобы был узаконен приоритет Н.В. Фаусека   как первого авиамоделиста России, свидетелем и соучастником чего был сам Виктор Львович». 


Благодарим Георгия Артемьевича Копытова, внука В.Л.Кербера, и Антонину Степановну Батурину за предоставленную информацию. 

1 февраля 2014 года состоялась встреча с Георгием Артемьевичем Копытовым.  В течение многих лет Георгий Артемьевич по крупицам собирал фамильную историю. В результате на свет появилось двухтомное издание, отражающее шестивековую историю рода. Без преувеличения этот труд можно отнести к разряду уникальных.   Георгий Артемьевич передал в дар музею экземпляр своего труда:


Материал информационной странички сайта основан на книге Н.В.Благово. Школа на Васильевском острове. Ч.2.СПб., Наука, 2009   

При подготовке информационной странички были использованы материалы сайтов:
http://ru.wikipedia.org/ 
http://terijoki.spb.ru/old_dachi/repino_articles.php?item=3


Информационную страницу сайта подготовил М.Т. Валиев


Дополнительные материалы:


Фотолетопись:



























2009-2011 © Разработка сайта: Яцеленко Алексей