Главная     История     Персоны     Фотолетопись     Публикации     Новости     Музей     Гостевая книга     Контакты

Персоны

Ученики. Годы учёбы
1856-1918     1918-1937     1937-1944     1944-2009    
Педагоги. Годы работы
1856-1918     1918-1937    
1937-1944     1944-2006    



Периоды:





23.3.2024
Дорогие друзья и коллеги! Вышла в свет замечательная книга: Диденко Ю.Ю. История Отечества в летописи рода и семьи. Симферополь. СОНАТ. 2023. Для истории школы К.Мая издание представляет особый интерес - большой фрагмент книги посвящён золотому медалисту выпуска 1914 года Владимиру Владимировичу Егорьеву (04.03.1896 – 24.08.1943) - дипломату, юристу, специалисту в области международного права.
20.3.2024
На сайте размещена биографическая страничка невропатолога, доктора медицины Христиана Карловича Буша, учившегося в гимназии К.Мая в 1874-1882 гг.
18.3.2024
На сайте размещена биографическая страничка участника Великой Отечественной войны Валентина Дмитриевича Курилова, учившегося в 6 САШ в 1937-1940 гг.
15.3.2024
На сайте размещена биографическая страничка юриста Сергея Васильевича Быкова, учившегося в гимназии К.Мая в 1871-1878 гг.




Крюгер (Заринская) Мария Федоровна


Мария Фёдоровна Крюгер
(Заринская)

01.02.1900–14.09.1989

выдающийся музыкант и педагог
заслуженный работник культуры РСФСР

преподавала в нашей школе русский языки хоровое пение
в 1919 – 1925 гг.

***


---




Мария Фёдоровна родилась в Санкт-Петербурге 19 января (1 февраля по новому стилю) 1900 года в семье архитектора-художника, губернского секретаря, лютеранина Фёдора Эдуардовича Крюгера и православной Марии Андреевны (ур. Васильевой). Девочка родилась на 8-ой линии Васильевского острова, в доме, построенном по проекту её отца. Фёдор Эдуардович служил в Главном акциозном управлении. Мария Андреевна была высокообразованной женщиной, окончила Бестужевские педагогические курсы со званием домашней наставницы, знала языки, играла на фортепьяно.
В семье помимо Марии было ещё трое детей – братья Сергей и Владимир и сестра Надежда. Семья была необыкновенно дружной, в доме царил культ трудолюбия, красоты, изящества и творчества. Все дети любили рисовать и музицировать, часто пели, нередко звучали немецкие песни.
Мария и Надежда по окончании частной гимназии М. Д. Могилянской учились в Петроградской консерватории, затем окончили Институт истории искусств. Девушки прекрасно владели французским и немецким языками. Мария в консерватории занималась в классе рояля и в сольном классе профессора С.Н. Гладкой. С 1919 по 1925 г.г. Мария Фёдоровна преподавала в нашей школе русский язык и хоровое пение.

Ниже приводится отрывок из воспоминаний выпускницы 217-й школы 1928 г. Нины Евгеньевны Чернышёвой (ур. Митропольской, 1912 – 2003):
«… Об уроках пения у меня сохранились хорошие воспоминания. Их вели Мария Фёдоровна Крюгер и Елизавета Михайловна Трофимова. Обе они любили свой предмет и любили детей. На уроках пения давались некоторые элементы музыкальной грамоты. Я помню почти всех своих школьных учителей, и сохранила о них добрую память. В школу всегда шла с желанием, в ожидании новых знаний. Подавляющее большинство уроков были интересные, поскольку они проводились учителями высококвалифицированными, любящими своё дело. В этом продолжались традиции гимназии Карла Мая». С полной версией воспоминаний Нины Евгеньевны Чернышёвой (Митропольской) можно ознакомиться в книге Н.В. Благово [1].

Педагогическую работу в школе Мария Фёдоровна успешно совмещала с учёбой на литературном отделении Высших государственных курсов при институте истории искусств в г. Ленинграде. По окончании она получила звание литературоведа с широкими знаниями истории, истории литературы, педагогики и языков. Не оставляла она и музыку: занималась вокалом у М.И. Фигнер, пела в студенческом хоре консерватории, руководимом профессорами А. Егоровым и В. Степановым.
Все последующие годы посвятила Мария Федоровна главному своему увлечению – хоровому искусству, воспитанию не только хоров и хоровиков, но и руководителей хоровых коллективов. В 1928 – 1929 г.г. читала курс методики музыкального воспитания детей в Педагогическом институте имени Герцена. М.Ф. Заринская десять лет руководила детским хором Дома пионеров Василеостровского района (хор занял 1 место на Всесоюзной олимпиаде 1940 года). С 1932 года являлась городским методистом по всем видам музыкального воспитания детей и заведовала городским музыкальным кабинетом при Ленинградском Доме художественного воспитания детей, с 1937 года - городским музыкальным кабинетом Ленинградского Дворца пионеров (ЛДП), а с 1945 года по линии ЛДП руководила хоровой работой всех 15 районных Домов пионеров.
В 1936 году М.Ф. Заринская была приглашена в Ленинградскую государственную консерваторию (ЛГК) на должность заведующей кафедрой вновь организованного музыкально-педагогического факультета Ленинградской государственной консерватории, а также на педагогическую работу в качестве старшего преподавателя этого факультета, где вела курсы по специально написанной ею «Методике детского хорового пения» и «Детской хоровой культуре с 1860 по 1937 год.». (ЛГК, 1936 – 1942, 1945 – 1949 годы). С 1944 по 1949 г. руководила объединённым хором музыкальной школы-десятилетки при ЛГК. В 1952 – 1957 г.г. руководила хоровым отделением Музыкальной школы-десятилетки при ЛГК. Работала в детской секции Ленинградского Отделения (ЛО) Союза композиторов. Являлась членом правления ЛО Всероссийского хорового общества.
В 1941 г. Мария Фёдоровна осталась в Ленинграде, состояла в группе ПВО при Консерватории, участвовала в оборонных работах. В 1942 г. эвакуировалась в Алтайский край, где преподавала русский язык и литературу и, конечно, руководила художественной самодеятельностью. В 1944 г. по вызову Дворца Пионеров, где работала с 1937 года, Мария Фёдоровна вернулась в Ленинград, стала художественным руководителем хора школьников, а с 1954 года – и молодёжным хором, который возник во Дворце пионеров из хористов детского хора, окончивших школу. В 1960 году этот хор, сформировавшийся как женский, перешёл из Дворца пионеров во взрослую самодеятельность. Бессменным руководителем Академического женского хора Дворца культуры и техники имени В.В. Капранова вплоть до 1989 года была Мария Фёдоровна Заринская.

Мария Фёдоровна трагически погибла в 1989 г. Похоронена на Богословском кладбище Санкт-Петербурга. А хор, которому она отдала 45 лет своей жизни, поёт и в наши дни. Теперь это Народный коллектив Дворца культуры имени А.М. Горького Академический женский хор имени Марии Фёдоровны Заринской.

В ответ на нашу просьбу дополнить страничку Марии Фёдоровны Крюгер, опубликованную на нашем сайте, мы получили прекрасный материал, подготовленный ученицей Марии Федоровны Тамарой Николаевной Лейкиной.

Приводим эти трогательные тексты без сокращений и редакторской правки.
«Мария Фёдоровна Заринская и созданный ею хор Академический женский хор имени Марии Фёдоровны Заринской имеет давнюю и славную историю. Некоторые его участницы поют в этом хоре с детства. В 1944 г. в Ленинградском Дворце пионеров на Фонтанке был организован детский хор, художественным руководителем которого стала Мария Фёдоровна Заринская, наделённая ярким, неподражаемым талантом музыканта и педагога. Щедрость её души, безграничная любовь к детям сотворили чудо: хористы по возрасту должны были покинуть Дворец пионеров и школьников, однако, оставались в хоре, организовался сначала молодёжный ансамбль, а затем и большой хор. Вместе с руководителем этот хор в 1960 г. стал коллективом Дома культуры имени В.В. Капранова (позднее Дворца культуры и техники им. В.В.Капранова).
Вскоре этот коллектив приобрёл известность и за пределами Петербурга: Академический женский хор - неизменный участник Праздников Песни в Таллине, Риге (на международном конкурсе хоров в Таллинне в 1972 г. завоевал золотую медаль), по приглашению музыкальной общественности союзных республик хор с успехом гастролировал в Ереване, Тбилиси, Запорожье, Бресте, много раз участвовал в вокально-хоровых конференциях Союза Композиторов в Москве, демонстрируя мастерство в исполнении произведений современных авторов (Мераб Парцхаладзе, Сергей Слонимский, Ефим Адлер, Анатолий Новиков, Георгий Свиридов и др.) и живое подтверждение методики работы М. Заринской, изложенной ею в статьях:
«Работа над звучанием детского хора» ( сборник «Воспитание и охрана детского голоса»-изд. АПН РСФСР,1953),
«Особенности обучения в женском молодёжном хоре» (сборник «Развитие детского голоса» -Москва, изд. АПН, 1963),
«От детского хора до народного коллектива» (сборник «Могучее средство воспитания» -Ленинград, Музыка, 1978).

* * *

Мария Фёдоровна Заринская родилась в Петербурге 1 февраля 1900 г. в семье петербургского архитектора Фёдора Эдуардовича Крюгера и Марии Андреевны (до замужества Васильевой). Получив прекрасное домашнее воспитание, окончила с золотой медалью гимназию М.Д. Могилянской.
Домашнее музыкальное образование позволило ей поступить в Петроградскую консерваторию по классу рояля. Её педагогами были В.И. Скрябина, а затем профессор В.Ф. Дауговет . Но из -за болезни руки (перетрудила!) курс пришлось оставить. Одновременно проходили занятия вокалом в классе профессора С.Н. Гладкой, но после отъезда педагога класс был расформирован. Это было трудное время для России, для каждой семьи и для семьи Крюгеров.
Род Крюгеров в Петербурге один из очень старинных и разветвленных. Нельзя сказать твердо, были ли эти люди выходцами из Германии и каких времен, но, по крайней мере, с начала XIX века прослеживается активное участие представителей рода в общественной, научной и культурной жизни нашего города. Прадед Марии Федоровны, Федор Крюгер, в 20-30-х годах работал по гостиничному делу, а сыновья его, Даниил и Эдуард, открывают уже художественную страницу этой ветви рода. Так сложилось, что архитектор, художник Даниил-Генрих-Адольф Федорович (род. 1834), работал больше в Риге. Эдуард-Готлиб-Фридрих (1829 - 1897), дед Марии Федоровны, поступил в Императорскую Академию художеств (ИАХ), окончил ее с серебряной медалью, позднее стал академиком архитектуры. Он женился на Каролине Трислер, тоже из немецкого рода. В этой семье выросло 10 детей, трое из них – сыновья Фридрих-Якоб-Вильгельм, отец Марии Федоровны, и Эдуард, а также зять Альберт Бибер становятся по примеру отца семейства архитекторами, все оканчивают ИАХ и строят, строят. Дома их постройки украшают Васильевский остров, Невский проспект и улицы Герцена, Марата и Восстания. Приметен дом Городского кредитного общества возле Александринского театра, с тяжелым рустованным низом и большими полуовальными венецианскими окнами, в стиле так называемого неоренессанса – этот дом Э.Ф. Крюгер построил в соавторстве с Виктором Шретером: ныне в нем помещается банк «Санкт-Петербург» (пл. Островского,7).
Вся жизнь рода так или иначе была связана с Васильевским островом. В доме 32 на 15 линии жили молодые Крюгеры (Эдуард-Готлиб-Фридрих с женой Каролиной). Оттуда, по соседству, ходили сыновья Эдуард и Федор в Академию Художеств. Федор Эдуардович, начинающий архитектор, будущий отец Марии Федоровны, женившись на Марии Андреевне Васильевой, из родительского дома, как было принято, уехал, но вместе с отцом и братом взялся за перестройку купленного на 8-линии Васильевского острова дома № 7, который их стараниями стал четырехэтажным, солидным. Перестройка была завершена в 1897 г., и в него переехало все большое семейство. Их потомки в трех поколениях оставались в доме до самого недавнего времени, пережив потрясения Октября и блокады, наводнения 1924 года и чисток 30-х. В нем родилась и Мария Крюгер.
В квартире на 4-ом этаже она с мужем пережила блокаду, а по возвращении из эвакуации пришлось жить в одной комнате двум семьям сестёр Марии Фёдоровны и Надежды Фёдоровны, так как во время их отсутствия квартиру заняли люди из разрушенного дома. Лишь после 1965 года, когда при содействии дирекции Дворца культуры им. В.В.Капранова и Областного Совета профсоюзов за заслуги в деле художественного воспитания трудящихся Марии Фёдоровне было присвоено звание «Заслуженный работник культуры РСФСР», появилась возможность предоставить семье Заринских отдельную квартиру на Наличной улице. Впоследствии дом №7 претерпел капитальный ремонт, нет теперь парадного входа с 8-ой линии – во все квартиры попадают с Днепровского переулка.

Мария Фёдоровна Заринская была широко образованным человеком: знала немецкий язык в совершенстве, французский, испанский, итальянский языки; её сердце было раскрыто для тонкого и чуткого восприятия поэзии А. Блока, А. Ахматовой , Н. Гумилёва… До последних дней жизни читала наизусть А. Пушкина («Песнь о вещем Олеге», первые шесть глав «Евгения Онегина», стихи), М. Лермонтова, А. Плещеева, А.К. Толстого. Обладая богатым внутренним миром и высочайшей культурой прошлого, Мария Фёдоровна с интересом относилась и к музыкальной, художественной, поэтической культуре второй половины ХХ века: посещала выставки Пабло Пикассо, Ренато Гуттузо, слушала и джазовые композиции, побывала и на концерте группы «Машина времени» (рассказывая об этом, она добавила:«правда, старше меня на этом концерте никого не было»). Это была яркая творческая личность – она писала стихи, ставила спектакли для коллективов детей, с которыми работала, ею было создано много переложений музыкальных произведений для женского состава хора, написаны статьи об охране детского голоса, о работе с хоровым коллективом. Один из концертов Академического женского хора в Капелле, посвящённый 30-летию снятия блокады (и 30-летию хора, рождённого в 1944 году, начинался стихотворением Марии Фёдоровны:

Ещё не наступил войне конец,
Но шла в Берлин дорога,
И пионерский наш Дворец
Стал оживляться понемногу.
В его спасительную твердь
Под своды белой колоннады
Шли дети, видевшие смерть
И пережившие блокаду…

Талант музыканта, яркий педагогический дар, чуткая поэтическая натура и горячая любовь к детям сплелись воедино в облике этой удивительной женщины. Мария Фёдоровна Заринская 45 лет руководила созданным ею коллективом, а точнее сказать, растила и пестовала его. Этот хор и сейчас поёт, участвует в Хоровых ассамблеях Петербурга, в фестивалях и конкурсах. В Академическом женском хоре имени М.Ф. Заринской до сих пор поют бывшие хористы детского хора Дворца пионеров, Правда, в последние годы всё чаще приходится встречаться не только на репетициях: проводы в последний путь хоровых подруг полны печали, скорби… Горечь утраты в 1989 году дорогого и любимого руководителя хора не затмила того света, которым одарила каждую хористку Мария Фёдоровна.
В архиве хора сохранился нигде не напечатанный некролог, написанный Галиной Баранчук в день прощания с Марией Фёдоровной:
Вчера, 20 сентября 1989 года, мы прощались с нашей дорогой Марией Фёдоровной Заринской, жизнь которой прервалась жестоко и нелепо... А потому вчерашний день не был в ряду обычных дней – это был День Посвящения человеку, который прожил без малого 90 лет, и каких лет...
Есть люди на сейчас и сегодня – они проходят и угасают со своим временем, но есть люди, их немного, которые – навсегда, они принадлежат вечному и вечности. Эти люди – явления. Таким явлением и была Мария Фёдоровна Заринская.
Природа создала Её кристаллом дивной силы и чистоты. Это был самородок, который вобрал в себя столько граней, что их пока трудно даже оценить. Огромное человеколюбие, открытость людям, щедрость таланта, высочайший аристократизм духа, внимание, участие ко всем и вся и к тому же искрящаяся живая женская натура, огромная требовательность к себе, совершенно детское жизнелюбие, умение удивляться и удивлять... и ещё, и ещё...
Она, соединившая в себе две эпохи, была свидетелем великого трагизма, в который была ввергнута Россия, теряя интеллигенцию и интеллигентность, а с ними и русскую душу, которая кристаллизовалась в ранние времена христианского подвижничества. Наше время – это время скорбных крушений, потерь, разорения, развенчания – это преступление, вершившееся против русского духа и в конечном счёте, русской нации как таковой.
Но в чём же феномен Заринской? Она, пришедшая из прошлого века, среди безумия всех этих десятилетий несла удивительной силы светлые начала, которые соединились в величии духа и таланта. И это делает её человеком-гуманистом, национальным достоянием, а потому Мария Фёдоровна дана каждому из нас и миру в целом и вечности...
В ней жила исключительная способность любить всех и вся, вне рангов и достоинств. Эта маленькая изящная женщина обладала удивительным полюсом притягательности, полюсом магии. В её присутствии нельзя было быть примитивно-будничным. Это был уровень, который обязывал. В ней было столько ярких качеств и не было одного – равнодушия, того, что делает человека безликим, бесхребетным, что растворяет индивидуальность, что разъединяет и, в конечном счёте, санкционирует, хотя и не напрямую, преступления. А потому мы не можем не испытывать чувства вины перед этим светлым человеком, который не ведал этого порока. Её уход – это завещание нам, живущим, быть сегодня и завтра всё-таки чище, всё-таки внимательнее друг к другу, ответственнее, добрее и щедрее и обрести в конце-концов ту великую силу любви, которой в полной мере обладала Мария Фёдоровна и которую хотела видеть в каждом из нас.
Это и есть уровень Заринской, который мы знаем, чувствуем и который обязывает душу трудиться неустанно...»

Мария Фёдоровна Заринская осветила путь в музыкальный мир многим своим ученикам - Елена Образцова, Надежда Юренева, Тамара Новиченко, Макар Алпатов, Марианна Евсеева, Ирина Смирнова, Ирина Кулешова, Мария Гольденшлюгер, Элла Десюкевич и ещё многие-многие другие всегда с благодарностью вспоминают своего Учителя. В яркой творческой жизни М. Ф. Заринской большое место занимало общение с музыкантами – хоровиками, с композиторами: незабываемыми остаются в памяти участниц хора встречи с Александром Васильевичем Свешниковым, Исааком Дунаевским (хор был первым исполнителем песни «До чего же хорошо кругом!»), с Анатолием Григорьевичем Новиковым, с Сергеем Слонимским, с совсем ещё молодым студентом Консерватории Георгием Портновым… Марию Фёдоровну уважали такие мастера, как Густав Эрнесакс, Григорий Сандлер, всегда с благодарностью и почитанием говорит о ней Владислав Чернушенко, назвавший однажды М. Ф. Заринскую «Музыкальной жемчужиной России». Приводим здесь стихотворение, написанное Марией Федоровной в последний год жизни и адресованное самой себе, которое так и называется:

Самой себе

Мне много лет,
Но я еще тружусь
И не стыжусь,
А чуточку горжусь,
Что все еще стою на сцене
Перед хором. А женский хор –
Что может быть нежней?
(Особенно – для наших жестких дней).
Пусть возраст мой Не будет мне укором.

(1989 г.)

А вот несколько воспоминаний хористов и людей, которые так или иначе были связаны с Марией Федоровной творчески:

«С детства я полюбил хоровое пение, потому что у нас в Музыкальной школе-десятилетке при Ленинградской консерватории хор вела Мария Федоровна Заринская, которая одинаково обожала и детей, и хоровую музыку. Это терапевтическое тепло передавалось нам, глубоко впитывалось, грело душу, слух, голосовые связки. И хоть времена были сталинские сороковые, но легко и радостно было на душе в скромном хоровом классе на последнем этаже, под крышей… Благодаря таким редким людям, как Мария Федоровна, живет и будет жить детское ( и не только детское) хоровое пение, а благодарное искусство – музыка - будет родным и понятным с ранних лет».
Сергей Слонимский, композитор

«Мария Фёдоровна приучила меня к музыке, «влюбила в пение» и была первой, кто дал мне веру в то, что я смогу стать певицей. Я ходила на хор, как за счастьем».
Елена Образцова, Народная артистка СССР

«Родной Дворец… С ним связаны самые светлые воспоминания моего отрочества и юности. Мария Фёдоровна удивительным образом сочетала широкий жанровый диапозон интересов в музыке с непреложным следованием хоровой традиции, основанной на высочайшей музыкальной культуре. Каждый из нас, прошедших школу Марии Фёдоровны, несёт в своём мироощущении «вирус МФЗ». Не важно, кто из нас стал профессионалом, а кто остался любителем – всех она сделала музыкантами. Светлая ей память!»
Валерий Аскинази, дирижёр, педагог, музыкант.

«Дирижерские руки Марии Федоровны незабываемы. Они поют вместе с хором, рисуют поэтические образы, вызывают эмоциональное волнение и отклик хора и зала».
Эвелина Томсинская, хормейстер, музыковед.

«Марии Федоровне удалось создать атмосферу взаимного интереса и доброжелательности, увлеченности общим делом. Многолетняя совместная работа спаяла коллектив, который осознает себя единой творческой семьей».
Ирина Кулешова, хормейстер, дирижёр.

«45 лет жизни Мария Федоровна посвятила нам – хору. Это нам она щедро дарила любовь, вдохновение, знания, наполняя нашу жизнь таким безмерным счастьем, что оно дает нам силы и сейчас жить, петь, растить детей и внуков».
Тамара Лейкина, учитель математики.

А художественный руководитель Московского Камерного хора Владимир Минин замечательно сказал: «Да, на таких людях, как Мария Фёдоровна, в России держалось многое. Они не гнались за рекламой, не требовали к себе особого внимания, не кичились достигнутым. Они честно и добросовестно служили своему призванию, своей идее, являясь для окружающих живым примером – КАК и во имя ЧЕГО надо жить».
Награды М.Ф. Заринской:

1952 г. знак «Отличник народного образования»
1958 г. орден «Знак почёта»
1958 г. медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне» и «За оборону Ленинграда».
1965 г. присвоено звание «Заслуженный работник культуры РСФСР»
1966 г. установлена персональная пенсия республиканского значения

С 1936 по 1989 год получено свыше 50 почётных грамот Министерства просвещения, Всесоюзного Центрального Совета профессиональных союзов (ВЦСПС), дипломов и грамот городских, всесоюзных и международных фестивалей художественной самодеятельности.

Источники:

1. Н.В. Благово «Школа на Васильевском острове», Ч. II., СПб, 2009.
2. Щиголев Н.Д. «Музыкальная жемчужина России», Санкт-Петербург, изд-во «Канон». 2000 г.
3. Летопись художественного отдела Дворца творчества юных. Составитель М.Н.Евсеева, СПб, 2000 г.
4. Олег Сердобольский. «К ней на хор ходили «как за счастьем»//газета «Невское время», 04.02.2015 г
5. Материалы личного архива Тамары Николаевны Лейкиной


Информационную страницу сайта подготовили Галина Александровна Баранчук, Мурат Тимурович Валиев и Тамара Николаевна Лейкина © (Все – С.-Петербург). 08.12.2015

Дополнительные материалы:

Фотолетопись:
Поиск педагогов школы





04.03
День рождения бывшего ученика нашей школы, вице-адмирала Николая Романовича Греве
11.03
День рождения выпускника нашей школы, архитектора Виктора Федоровича Габерцетеля
18.03

День рождения бывшего учителя физкультуры, Засл. учителя РСФСР Г.И.Девицкого 

30.03
День рождения бывшего ученика нашей школы, капитана Бориса Георгиевича Шарона



















2009-2020 ©
Разработка и сопровождение сайта
Яцеленко Алексей