Главная     История     Персоны     Фотолетопись     Публикации     Новости     Музей     Гостевая книга     Контакты

Персоны

Ученики. Годы учёбы
1856-1918     1918-1937     1937-1944     1944-2009    
Педагоги. Годы работы
1856-1918     1918-1937    
1937-1944     1944-2006    



Периоды:





8.12.2022
На сайте размещены биографические странички участников Великой Отечественной войны: красноармейца Владимира Нестеровича Романюка, красноармейца Николая Яковлевича Грядовского.
1.12.2022
На сайте размещена биографическая страничка инженера Павла Владимира Эрнестовича Шумана-Делакроа, учившегося в гимназии К.Мая в 1904-1909 гг.
26.11.2022
На сайте размещена биографическая страничка ученика 7 класса Алексея Александровича Бродского, учившегося в нашей школе в 1911-1913 гг.
25.11.2022
На сайте размещены обновленные странички братьев: геолога, доктора химических наук Виталия Владимировича Доливо-Добровольского, учившегося в нашей школе в 1912-1919 гг. и геолога, профессора Вадима Владимировича Доливо-Добровольского, учившегося в нашей школе в 1914-1921 гг.




Уртель Фридрих

(Urtel Friedrich)

26.02.1843 – 04.04.1899

педагог

преподавал древние языки 
в гимназии К.Мая
в 1867 – 1871 гг.



Фридрих Уртель родился 26 февраля 1843 года в Росслебене (Rossleben) в Тюрингии, учился в гимназии в Мерзебурге (Merseburg – в 30-ти километрах от Лейпцига), а затем получал высшее образование в Галле (Halle) и Берлине. После того как Фридрих Уртель сдал все выпускные экзамены в Галле, он четыре года, с 1867 по 1871 год, проработал преподавателем в частной гимназии Мая в Санкт-Петербурге, после чего вернулся в родную Германию [1].
Фридрих Уртель пользовался заслуженным авторитетом у учеников гимназии К.Мая. Вот как описывает А.Н. Бенуа [2] уроки педагога Уртеля:
«Лучшим учителем древних языков в школе Мая был Ф.Уртель. Этот молодой, но чрезвычайно знающий и способный филолог был выписан из-за границы в 1866 (7) г. Приехав в Россию, он очень скоро изучил русский язык и стал интересоваться русской литературой. На уроках латыни он любил ссылаться на русских писателей и особенно на Пушкина, которого высоко ценил. Как-то раз по поводу глубокомысленных толкований своих учёных соотечественников одного трудного стиха Горация, он сослался на Пушкина. "Любопытно, — сказал он, — что способны будут написать подобные комментаторы по поводу следующего места из "Евгения Онегина":

"И вот уже трещат морозы
И серебрятся средь полей...
Читатель ждёт здесь рифмы розы?
Так на-ж! Бери её скорей."

Шкодливый Дмитрий Семёнов, сын известного путешественника Семёнова-Тянь-Шаньского, признавался: "Если я, будучи почти всегда самым плохим учеником по латыни, всё-таки научился этому языку, стал писать на нём сочинения иногда даже не дурные и даже блестяще написал перевод с русского на латынь на выпускном экзамене, то этим я всего более считал себя обязанным Уртелю".
Этот талантливый педагог оставил училище в 1871 г., получив завидное назначение директора Страссбургской гимназии (после присоединения Эльзаса к Германии)».

На самом деле, в 1871 году герр Уртель переехал в город Шлеттштадт (Schlettstadt, Эльзас), где занял должность в коллегии правления города, которую занимал до 1873 года. Из Шлеттштадта он перевелся на должность преподавателя в протестантскую гимназию Страсбурга (столица Эльзаса), где оставался до Пасхи 1876 года. Из Страсбурга Ф. Уртель переехал на свою родину в Тюрингию, в гимназию города Веймар, где он провёл 23 года, заслужив почёт и уважение сограждан. Избирался членом городского правления и школьного совета Веймара. В 1884 году Ф.Уртель опубликовал свой труд: «Über den homerischen Gebrauch des Optativs der abhängigen Rede» [3].
Фридрих Уртель умер в Веймаре в возрасте пятидесяти шести лет 4 апреля 1899 года.

Источники:

1. Personenlexikon von Lehrern des 19. Jahrhunderts: Berufsbiographien aus Schul-Jahresberichten und Schulprogrammen 1825-1918 mit Veröffentlichungsverzeichnissen, "Биографии преподавателей Германии 19-го столетия с перечнем их трудов: профессиональные биографии взяты из школьных отчётов и школьных программ 1825-1918 гг." http://geb.uni-giessen.de/geb/volltexte/2008/6106/
2. Бенуа А. Н. Мои воспоминания. Т.1. М., Наука, 1980.
3. «Über den homerischen Gebrauch des Optativs der abhängigen Rede». «Об использовании Гомером наглядных описаний в речах» — в "Программе гимназии города Веймара".



Информационную страницу сайта подготовили И.Л. Лейнонен (Лауша, Германия) и М.Т. Валиев (С.-Петербург) .


Дополнительные материалы:

Фотолетопись:
Поиск педагогов школы





04.12
День рождения бывшего ученика и педагога нашей школы, чл.-корр. СПб АН, О.Д.Хвольсона.
09.12
День рождения выпускника нашей школы, революционера, члена ЦК партии меньшевиков А.Э.Дюбуа
15.12
День рождения бывшего ученика нашей школы, морского офицера А.А.Абазы
19.12
День рождения выпускника и второго директора нашей школы В. А.Кракау



















2009-2020 ©
Разработка и сопровождение сайта
Яцеленко Алексей