Информационная страничка полностью основана на докладе А.А. Бовкало «Церковная жизнь в гимназии Мая», опубликованном в сборнике материалов научно-практической конференции, посвященной 15-летию Музею истории школы К.Мая [1].
До 1917 года большую роль в жизни учебных заведений занимала религия. В гимназии Мая, как и в других гимназиях, было принято начинать день молитвой, но поскольку в первое время большинство учеников были немцами, здесь были свои особенности. «Общая молитва сначала была только немецкая (лютеранская), - вспоминал И. В. Петрашень, - а через несколько лет после моего поступления стала по некоторым дням применяться и русская – православная молитва. Немецкая молитва была занятнее: к фисгармонии, находившейся всегда в зале, торжественно садилась танте Агнесс, или, как называли ее школьники, Майша. Кто-нибудь из старших учеников (не обязательно немец, случалось и еврей) раскрывал книгу псалмов, выбирал полагающийся на этот день недели псалом, прочитывал стих, и затем вся школа (вернее, кто желал) в сопровождении фисгармонии в унисон пела этот стих. Затем прочитывался второй стих, пелся, прочитывался третий и т. д. в течение 4-5 минут. Здесь представлялась возможность малость поорать, а это уже хорошо»[2]. То же можно прочитать и в воспоминаниях Д.П. Семенова: «Перед началом учения каждый день происходила общая молитва в зале. Ввиду преобладания протестантов читал ее обыкновенно пастор, а затем все хором пели какой-нибудь хорал под аккомпанемент фисгармонии, за которую садился Отто.
Перед обедом и после него также читалась молитва иногда по-русски, иногда по-немецки кем-либо из учеников» [3].
Стремление К.И. Мая «привлечь к работе в своей школе как можно более квалифицированных педагогов» [4] касалось и законоучителей. В гимназии были православный, католический и лютеранский законоучители
Трагична судьба католического священника Антония Михайловича Василевского, с 21 января 1914 законоучителя гимназии Мая. Он родился 13 сентября 1868 года в Люблине. Окончил гимназию в Могилеве, а затем в Санкт-Петербурге - Духовные семинарию и академию (1889), после чего был рукоположен в сан священника. Будучи настоятелем прихода св. ап. Петра и Павла и деканом Москвы, он руководил постройкой храма Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии в Москве (ныне кафедральный собор). В 1911 году на квартире о. Антония был произведен обыск, ему были предъявлены обвинения в том, что в организованном им «приюте Месса служится без разрешения, в приходе находятся незарегистрированные монахи и монахини, во время богослужения не поются молитвы за царя». О. Антоний был отстранен от должности. Он переехал в Петербург, стал настоятелем храма Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии и капелланом для девочек в приюте на 14 линии Васильевского острова, 25, организованном сестрами-францисканками. После революции последовали новые аресты: в 1919 (вскоре освобожден), в 1923 году (после двухлетнего заключения вернулся в Ленинград). В 1927 году он был приговорен к 5 годам ИТЛ и отправлен на Соловки, но по состоянию его здоровья лагерь был заменен ссылкой в Среднюю Азию на 3 года. С октября 1929 он жил в городе Шахрисабзе (Узбекистан). 25 марта 1930 Польский Красный крест получил сообщение о его смерти в ссылке (без указания даты смерти) [5]. Знавшие его миряне вспоминали о нем как о набожном, кротком, интеллигентном и всеми любимом человеке.
Источники:
1. А.А. Бовкало. Церковная жизнь в гимназии Мая. Материалы научно-практической конференции, посвященной 15-летию Музею истории школы К.Мая, Труды СПИИРАН, СПб, 2012. С.152–168.
2. И.В. Петрашень и его семья: страницы прошлого/ Сост. Е.М. Ледовская. – СПб.: Изд-во Музея-института семьи Рерихов, 2011. С.62.
3. Благово Н.В. Школа на Васильевском острове. Историческая хроника. Ч. I. СПб., 2005. С. 119
4. Там же. С. 61.
5. Шкаровский М.В., Черепенина Н.Ю., Шикер А.К. Римско-католическая церковь на Северо-западе России в 1917-1945 гг. СПб., 1998. С. 217-218; Чаплицкий Б., прелат, Осипова И. Кнга памяти. Мартиролог Католической церкви в СССР. М., 2000. С. 37-39.