Главная        История        Персоны        Фотолетопись        Публикации        Новости        Музей        Гостевая книга        Контакты       

Персоны

Ученики. Годы учёбы
1856 - 1918     1918 - 1937     1937 - 1944     1944 - 2009    
Педагоги. Годы работы



Периоды:










Публикации


Шестая (Первая) специальная артиллерийская школа.

Авторы: Рожков В.Г.

Год и место издания: CПб., 2006.

Краткая аннотация

Исторический очерк о Шестой САШ, написанный выпускником школы. Книга имеет цель напомнить потомкам, что в жизни нашей страны в период с 1937 по 1945 год существовали «советские кадеты» (их называли «спецшкольники») – верные защитники своей великой Родины, сохранить память о советских кадетах и 6-ой специальной артиллерийской школе.

Описание книги

Введение автора, В.Г. Рожкова,  к книге   "Шестая (Первая) специальная артиллерийская школа" :


"Много раз после своей отставки и ухода от активной ветеранской деятельности я делал попытки что-нибудь написать о замечательных годах нашей юности – учебе в 6ой специальной артиллерийской школе. Но больше, чем несколько страничек в так называемых «Воспоминаниях», а это просто набор отдельных эпизодов из моей жизни, я так ничего и не «родил». Пытался побудить к этому товарищей по Совету ветеранов школы, но «закрыть амбразуру» - написать историю нашей «альма-матер» - смельчака не нашлось. Правда, все мы хорошо знакомы с публикациями нашего однокашника Давида Алексеева в газете «На страже Родины» - «Спецшкольники идут в бой». Многие читали его замечательную книгу «С Васильевского острова, из спецшколы шесть», посвященную его матери, друзьям, товарищам, «6ой Ленинградской САШ – второму дому моему». В этой, пока не изданной книге правдиво и трогательно, на высоком художественном уровне (в форме дневника) изложены события предвоенных лет, блокада, наша эвакуация в феврале 1942 года, его борьба за жизнь в больнице города Перми, учеба в Тобольске и личные переживания этого одаренного человека. Мне не думалось, что для потомков и нашего музея необходим также и более «приземленный», основанный и на официальных документах материал. Но «думаться-то думалось», но решиться к написанию чего-нибудь толкового, я долго так и не мог. Толчком взяться за перо послужило мое знакомство с «Монографией военного историка, видного организатора музейного дела, кандидата исторических наук, члена – корреспондента Российской академии ракетных и артиллерийских наук, начальника Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи (ВИМАИВ и ВС) полковника Валерия Михайловича Крылова». Слова в кавычках взяты мной из первой страницы этой «Монографии» с заголовком «У истории в долгу» (!). Монография называется так: «Кадетские корпуса и Российские кадеты». Я познакомился с этой книгой, когда вместе с Лидией Владимировной Черненковой, заведующей музеем 6ой спецшколы, принимал участие в одном из этапов военно-патриотического конкурса, проводившегося в ВИМАИВ и ВС. Лидия Владимировна Черненкова – активный организатор и участник военно-патриотического воспитания учащихся в 5ой школе. Так вот, в этой книге, посвященной 300-летию Санкт-Петербурга и 300-летию музея артиллерии, почти на 700 страницах очень подробно рассказано об истории кадетских корпусов, их символике, форме одежды кадетов; составе их выпусков, организации учебно-воспитательного процесса. Кроме того, даны списки директоров и преподавателей, перечислены выпускники, ставшие генералами, подробно описаны воспитанники «рыцарской академии», сиятельные пажи, георгиевские кавалеры, офицерские династии; изложены традиции воспитанников кадетских корпусов и т.п. и т.д. Но почему-то В.М.Крылов в столь важной «Монографии» к 300-летию Санкт-Петербурга ограничился историческим периодом с 1731 по 1921 год. На 670 страницах монографии о Российских кадетах не нашлось ни одной строчки о кадетах советского времени (разве дело в их названии?), о специальных артиллерийских, военно-морских, военно-воздушных школах и подготовительных училищах. А заявление автора о том, что «Обращение к накопленному кадетскими корпусами положительному опыту обучения и воспитания подростков произошло лишь в период ВОВ…», мягко выражаясь, не соответствующей действительности. Ибо я, мои товарищи по 6ой специальной артиллерийской школе, все, еще живые «спецы», являемся живыми свидетелями периода 1937 – 1945 годов, когда успешно существовали специальные (именно «специальные», а не «специализированные») артиллерийские школы. А с 1940 года – и специальные военно-морские и военно-воздушные школы. Позже - в 1943 году, были созданы Нахимовское и Суворовское училища. И уже после войны – подготовительные училища. И всех их – «спецов» и «лапушников» - в простонародье часто называли «кадетами». И отличие их, главное, от кадетов 1731 - 1921 годов заключалось в том, что жили они в другое историческое время нашей страны. Поэтому мне показались тогда в музее, что, рассматривая «Кадетские корпуса и российских кадет», нельзя останавливаться на 1921 – 1925 годах. История продолжается. А деятельность специальных военных школ, Суворовских, Нахимовских и подготовительных училищ, а также вновь образованных кадетских корпусов – это продолжение славных традиций по подготовке офицерских кадров некогда могучих вооруженных сил России. Все дело в том, что с течением времени изменялись экономические формации, менялась власть, появлялись в связи с этим новые события и названия, но в нашей, и российской, и советской, армии всегда уделялось внимание подготовке военных кадров – достойных защитников великой Родины. Кстати, только наша 6я специальная артиллерийская школа дала Родине около 1000 выпускников, большинство из которых мужественно, умело, с достоинством и честью выполняли свой воинский долг на всех фронтах Великой Отечественной войны. И, вот, мне тогда после ознакомления с книгой полковника В.М.Крылова, посвященной 300-летию Санкт-Петербурга, стало обидно за всех наших живых и давно ушедших артиллерийских «спецов», незаслуженно, на мой взгляд, забытых при подготовке такой обширной монографии о российских кадетах. Получилось, что «забыт» определенный период в подготовке кадров для нашей страны, а мы, естественно, кадетами и не являлись! Хотя на стр.15 «Монографии» дано пояснение, полностью относящееся к нам, что «слово «кадет» происходит от французского «cadet», что означает младший, несовершеннолетний». По-моему, единственным существенным отличием нас «спецов» советского времени, от кадет XVIII – XIX веков является наше социальное происхождение. Действительно, все мы были не из дворян! Да, что говорить: здорово меня «заела» эта, на мой взгляд, несправедливость, и я решил, насколько мне удастся, очень кратко рассказать о нашей 6ой (1ой Ленинградской) специальной артиллерийской школе, в которой я учился, и которая являлась достойным продолжателем славных традиций российских кадетских корпусов, гимназии К.Мая и первых советских подготовительных школ, готовивших кадры для военных училищ. Мне хотелось бы «перекинуть мостик» от российских кадет прошлых веков, хорошо описанных в монографии полконика В.М.Крылова, к современным кадетам. (Очень жаль, что не удалось этого сделать к 300-летию нашего города). Поэтому я постараюсь уделить внимание подготовке военных кадров в период с окончания Гражданской войны, когда завершили свою деятельность прежние кадетские корпуса, и до событий нашего времени. Главное же внимание я сосредоточу на организации и деятельности новых «кадетских» школ советского времени – специальных артиллерийских школ и, прежде всего, 6ой спецартшколы. Книга имеет цель напомнить потомкам, что в жизни нашей страны в период с 1937 по 1945 год существовали «советские кадеты» (их называли «спецшкольники») – верные защитники своей великой Родины, сохранить память о советских кадетах и родной 6-ой специальной артиллерийской школе. Нам всем, участникам тех далеких событий, осталось в жизни мало времени. Надо спешить! Мною использованы материалы Объединенного архива Комитета по образованию Администрации Санкт-Петербурга, воспоминания Давида Алексеева, Иосифа Антоновича Мацулевича, Владимира Андреевича Шаляпина и других спецшкольников. Большую помощь в написании книги мне оказали заведующая музеем 6ой САШ Лидия Владимировна Черненкова, заведующий музеем истории школы К.Мая Никита Владимирович Благово и член-корреспондент Российской академии наук генерал-майор Рафаэль Мидхатович Юсупов, за что выражаю им свою искреннюю благодарность".





Ссылки на персоналий: |


























2009-2011 © Разработка сайта: Яцеленко Алексей
Главная        История        Персоны        Фотолетопись        Публикации        Музей        Гостевая книга        Контакты