Главная        История        Персоны        Фотолетопись        Публикации        Новости        Музей        Гостевая книга        Контакты       

Персоны

Ученики. Годы учёбы
1856 - 1918     1918 - 1937     1937 - 1944     1944 - 2009    
Педагоги. Годы работы



Периоды:










Публикации


Шестая (Первая) специальная артиллерийская школа.

Авторы: Рожков В.Г.

Год и место издания: CПб., 2006.

Краткая аннотация

Исторический очерк о Шестой САШ, написанный выпускником школы. Книга имеет цель напомнить потомкам, что в жизни нашей страны в период с 1937 по 1945 год существовали «советские кадеты» (их называли «спецшкольники») – верные защитники своей великой Родины, сохранить память о советских кадетах и 6-ой специальной артиллерийской школе.

Описание книги

Введение автора, В.Г. Рожкова,  к книге   "Шестая (Первая) специальная артиллерийская школа" :


"Много раз после своей отставки и ухода от активной ветеранской деятельности я делал попытки что-нибудь написать о замечательных годах нашей юности – учебе в 6ой специальной артиллерийской школе. Но больше, чем несколько страничек в так называемых «Воспоминаниях», а это просто набор отдельных эпизодов из моей жизни, я так ничего и не «родил». Пытался побудить к этому товарищей по Совету ветеранов школы, но «закрыть амбразуру» - написать историю нашей «альма-матер» - смельчака не нашлось. Правда, все мы хорошо знакомы с публикациями нашего однокашника Давида Алексеева в газете «На страже Родины» - «Спецшкольники идут в бой». Многие читали его замечательную книгу «С Васильевского острова, из спецшколы шесть», посвященную его матери, друзьям, товарищам, «6ой Ленинградской САШ – второму дому моему». В этой, пока не изданной книге правдиво и трогательно, на высоком художественном уровне (в форме дневника) изложены события предвоенных лет, блокада, наша эвакуация в феврале 1942 года, его борьба за жизнь в больнице города Перми, учеба в Тобольске и личные переживания этого одаренного человека. Мне не думалось, что для потомков и нашего музея необходим также и более «приземленный», основанный и на официальных документах материал. Но «думаться-то думалось», но решиться к написанию чего-нибудь толкового, я долго так и не мог. Толчком взяться за перо послужило мое знакомство с «Монографией военного историка, видного организатора музейного дела, кандидата исторических наук, члена – корреспондента Российской академии ракетных и артиллерийских наук, начальника Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи (ВИМАИВ и ВС) полковника Валерия Михайловича Крылова». Слова в кавычках взяты мной из первой страницы этой «Монографии» с заголовком «У истории в долгу» (!). Монография называется так: «Кадетские корпуса и Российские кадеты». Я познакомился с этой книгой, когда вместе с Лидией Владимировной Черненковой, заведующей музеем 6ой спецшколы, принимал участие в одном из этапов военно-патриотического конкурса, проводившегося в ВИМАИВ и ВС. Лидия Владимировна Черненкова – активный организатор и участник военно-патриотического воспитания учащихся в 5ой школе. Так вот, в этой книге, посвященной 300-летию Санкт-Петербурга и 300-летию музея артиллерии, почти на 700 страницах очень подробно рассказано об истории кадетских корпусов, их символике, форме одежды кадетов; составе их выпусков, организации учебно-воспитательного процесса. Кроме того, даны списки директоров и преподавателей, перечислены выпускники, ставшие генералами, подробно описаны воспитанники «рыцарской академии», сиятельные пажи, георгиевские кавалеры, офицерские династии; изложены традиции воспитанников кадетских корпусов и т.п. и т.д. Но почему-то В.М.Крылов в столь важной «Монографии» к 300-летию Санкт-Петербурга ограничился историческим периодом с 1731 по 1921 год. На 670 страницах монографии о Российских кадетах не нашлось ни одной строчки о кадетах советского времени (разве дело в их названии?), о специальных артиллерийских, военно-морских, военно-воздушных школах и подготовительных училищах. А заявление автора о том, что «Обращение к накопленному кадетскими корпусами положительному опыту обучения и воспитания подростков произошло лишь в период ВОВ…», мягко выражаясь, не соответствующей действительности. Ибо я, мои товарищи по 6ой специальной артиллерийской школе, все, еще живые «спецы», являемся живыми свидетелями периода 1937 – 1945 годов, когда успешно существовали специальные (именно «специальные», а не «специализированные») артиллерийские школы. А с 1940 года – и специальные военно-морские и военно-воздушные школы. Позже - в 1943 году, были созданы Нахимовское и Суворовское училища. И уже после войны – подготовительные училища. И всех их – «спецов» и «лапушников» - в простонародье часто называли «кадетами». И отличие их, главное, от кадетов 1731 - 1921 годов заключалось в том, что жили они в другое историческое время нашей страны. Поэтому мне показались тогда в музее, что, рассматривая «Кадетские корпуса и российских кадет», нельзя останавливаться на 1921 – 1925 годах. История продолжается. А деятельность специальных военных школ, Суворовских, Нахимовских и подготовительных училищ, а также вновь образованных кадетских корпусов – это продолжение славных традиций по подготовке офицерских кадров некогда могучих вооруженных сил России. Все дело в том, что с течением времени изменялись экономические формации, менялась власть, появлялись в связи с этим новые события и названия, но в нашей, и российской, и советской, армии всегда уделялось внимание подготовке военных кадров – достойных защитников великой Родины. Кстати, только наша 6я специальная артиллерийская школа дала Родине около 1000 выпускников, большинство из которых мужественно, умело, с достоинством и честью выполняли свой воинский долг на всех фронтах Великой Отечественной войны. И, вот, мне тогда после ознакомления с книгой полковника В.М.Крылова, посвященной 300-летию Санкт-Петербурга, стало обидно за всех наших живых и давно ушедших артиллерийских «спецов», незаслуженно, на мой взгляд, забытых при подготовке такой обширной монографии о российских кадетах. Получилось, что «забыт» определенный период в подготовке кадров для нашей страны, а мы, естественно, кадетами и не являлись! Хотя на стр.15 «Монографии» дано пояснение, полностью относящееся к нам, что «слово «кадет» происходит от французского «cadet», что означает младший, несовершеннолетний». По-моему, единственным существенным отличием нас «спецов» советского времени, от кадет XVIII – XIX веков является наше социальное происхождение. Действительно, все мы были не из дворян! Да, что говорить: здорово меня «заела» эта, на мой взгляд, несправедливость, и я решил, насколько мне удастся, очень кратко рассказать о нашей 6ой (1ой Ленинградской) специальной артиллерийской школе, в которой я учился, и которая являлась достойным продолжателем славных традиций российских кадетских корпусов, гимназии К.Мая и первых советских подготовительных школ, готовивших кадры для военных училищ. Мне хотелось бы «перекинуть мостик» от российских кадет прошлых веков, хорошо описанных в монографии полконика В.М.Крылова, к современным кадетам. (Очень жаль, что не удалось этого сделать к 300-летию нашего города). Поэтому я постараюсь уделить внимание подготовке военных кадров в период с окончания Гражданской войны, когда завершили свою деятельность прежние кадетские корпуса, и до событий нашего времени. Главное же внимание я сосредоточу на организации и деятельности новых «кадетских» школ советского времени – специальных артиллерийских школ и, прежде всего, 6ой спецартшколы. Книга имеет цель напомнить потомкам, что в жизни нашей страны в период с 1937 по 1945 год существовали «советские кадеты» (их называли «спецшкольники») – верные защитники своей великой Родины, сохранить память о советских кадетах и родной 6-ой специальной артиллерийской школе. Нам всем, участникам тех далеких событий, осталось в жизни мало времени. Надо спешить! Мною использованы материалы Объединенного архива Комитета по образованию Администрации Санкт-Петербурга, воспоминания Давида Алексеева, Иосифа Антоновича Мацулевича, Владимира Андреевича Шаляпина и других спецшкольников. Большую помощь в написании книги мне оказали заведующая музеем 6ой САШ Лидия Владимировна Черненкова, заведующий музеем истории школы К.Мая Никита Владимирович Благово и член-корреспондент Российской академии наук генерал-майор Рафаэль Мидхатович Юсупов, за что выражаю им свою искреннюю благодарность".





Ссылки на персоналий: |

09.06 День рождения выпускника нашей школы, дейст. чл. АН СССР Н.П.Горбунова

20.06 День рождения выпускника нашей школы, чл.кор. АН СССР Н.Н.Качалова

25.06 День рождения выпускника нашей школы, русского художника А.Е.Яковлева

07.07 День рождения выпускника нашей школы, действ. чл. АХ СССР О.Г.Верейского

12.07 День рождения бывшего ученика нашей школы, контр-адмирала, писателя, В.А.Петровского

22.07 День рождения выпускника нашей школы, действ. чл. АХ СССР В.А.Леняшина


























2009-2011 © Разработка сайта: Яцеленко Алексей
Главная        История        Персоны        Фотолетопись        Публикации        Музей        Гостевая книга        Контакты